ГЛУБИНА ИСТОРИИ

Печать

Опубликовано 17.09.2023 18:38 , Автор: С.Н. Магнитов Категория: ХАРТЛАНД ПРОЕКТ

Социологи давно удивляются тому, что в момент перехода, кризиса, люди в массовом порядке начинают обращаться к истории, задаваясь бытийными вопросами, которые не возникают в стабильные времена. Чем это объяснить? Ведь вроде бы история – то, что ушло, то, чему подражать невозможно. Особенно это касается безымянной истории – то есть предельно древней, где мы предков можем понимать только по артефактам и делу их рук – камням и кирпичам.

Что же нами движет? Откуда это «историческое помешательство»?

Есть научная интерпретация процесса: есть понятие зрелости – кто взрослее, тот более зрел и мудр.

 

Другие ученые говорят, что многим важен вопрос: – вы, предки, начинали, - а мы продолжаем? Люди начинают искать Логику Истории, где они являются на сей момент её конечным звеном! Если так, что каждый полубессознательно начинает задавать вопрос: если так, если я звено в цепи, – что теперь с меня, что, Предки, вы от меня хотите? 

И Предки говорят: ты сначала защити нас от извращений сочинителей, а потом поговорим. 

 

Но научная интерпретация мало интересует массы. Тогда почему влечение к истории имеет массовый, зачастую дилетантский и фантазийный характер? Что люди ищут в костях и керамических осколках? Более того, если посмотреть на программы туров по всему миру – древности в полном приоритете по всем континентам. Люди по всему миру влекутся к древностям - откуда эта страсть и влечение к тому, чего уже нет?

Ответ будет пока странный: это значит древности как-то живы, как-то живут. Они живут и бередят наши подземные чувства тем, что они ставят вопрос о праотцах и матерях. Как это объяснить, если мы их не знали и не видели?

 

И это принципиально. Ведь есть ещё более странный вопрос: почему чем глубже история, тем больше она сотрясает воображение? Что тут такого? Часто вкопанные булыжники людьми десять тысяч лет назад вводит нас в состояние онемения. Почему сотни людей начинают воображать себя на месте предков, которые вкапывали эти булыжники? Почему мы начинаем искать чуть ли не отпечатки пальцев на этих булыжниках? Почему? 

Мы видим болванчика, торчащего из земли. Едва проклинены признаки лица, нет никакого сравнения с скульптурами античных мастеров, то есть эстетики нет никакой, но миллионы людей смотрим на этих болванов завороженно. Почему? Зачем? Зачем жажда узнать, как попали гигантские Болваны на остров Пасхи и почему эти Болваны на одно лицо с синташтинским человеком, созерцающего небо? Что это, совпадение или одна рука создавала оба факта? Что же здесь нас заставляет трепетать? Ведь если такого же человечка тебе сделает мастер за углом – не будет никаких эмоций. А почему тоже самое, но которому 4-5 тысяч лет сотрясает нутро?

 

Один из ответов – втягивание масс в конкуренцию за историю. 

Да, одна из причин массового обращения к истории, как ни странно, это её делёж. Причём провоцируют это те, у кого ничего нет, кто начинает придумывать историю, присваивать её себе. И на уровне рефлекса это вызывает конкурентный интерес – сначала в виде протеста. И начинаются вопросы, причём совсем неакадемические. Была прелестная звонкая речушка по имени Сура в Тавриде, Крыму, но сейчас её называют Суук-Су. Ну, казалось, бы и ладно, какие проблемы? Но когда мы видим по всей Евразии десятки рек и притоков с этим же именем, города по имени Сурожь, государства, Сурия, то сознание смущается – как к этому относиться? И выходим на мысль: если реки по всей Евразии кто-то назвал одним именем, то он был, получается, владетелем всей Евразии, включая Тавриду? Причем уже лет семь-восемь тысяч лет назад! Причем гидроним – самое сложное имя из имен! Ведь удержать имя реки на 800 километров (Сура в пензенских краях) там, где сотни племен, без одного начала невозможно! А нам сказали, что нам только одна тысяча лет. А сколько Самар – и рек и городов и весей в Евразии? И как соотнести реки Самары с «добрым самаритяном», о котором рассказал Иисус? 

И вот тут и идёт смущение сознания масс: что с этим делать: нам записали тысячу лет, а глубина нашей истории показывает пять, семь, даже восемь! И что теперь с этим делать? Переживать смущение или понять величие своей Истории? 

Как писали гностики.

И глянул человек в бездну и не увидел дна.

И ужаснулся малости своей.

Но поднял голову и увидел величие мира вокруг.

И сердце возрадовалось, обнимая собой величие мира.