Опубликовано 04.08.2019 21:03 , Автор: Болдырев А.В, |
Категория: ХАРТЛАНД ПРОЕКТ |
Математику и связанные с ней науки редко связывают с политикой. Слишком далеки, и массовом сознании, сухие цифры и тишина кабинетов от майданных страстей, эмоциональных дебатов в парламентах и кулуарных интриг.
Есть и рациональное соображение: можно ли проголосовать за то, что 2 + 2 равно или не равно 4? – Очевидно, нет. Однако факты показывают, не всё просто и математические науки подвержены политическому и иному внешнему влиянию не меньше, чем ставшая притчей во языцех, история. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос на примере соперничества Геоцентрической и Гелиоцентрической систем мира. Грубо говоря, ответа на вопрос: «Земля вертится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?»
Сначала затронем вопрос авторства Гелиоцентрической системы. На вопрос «Кто открыл, что Земля вращается вокруг Солнца?», подавляющее большинство ответов будет «Коперник». Однако те, кто более-менее внимательно слушал курс древней истории, припомнит, что о вращении Земли вокруг Солнца и, в частности, благожелательном отношении к этой теории Архимеда говорилось еще с античных времен. Современная историография первым, заявившим и вращении Земли вокруг Солнца, называет Аристарха Самосского (ок. 310 – ок. 210 г. до н.э.) Тогда что же сделал Коперник?
Изучая Геоцентрическую (Птолемееву) систему миру, он видел её сложность, а также неспособность объяснить некоторые наблюдаемые астрономами закономерности. Изучив работы древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть принято за неподвижный Центр Вселенной. Приняв эту аксиому где-то около 1510-го года, последующие десятилетия он работал над математическим аппаратом новой системы, составлял астрономические таблицы и в 1543-м году в Нюрнберге был опубликован главный труд его жизни: книга «О вращении небесных сфер». Таким образом, Коперника нельзя считать первым, заявившим, что Земля вращается вокруг Солнца. Но его заслуга в создании на базе Гелиоцентризма новой астрономических расчетов, что собственно и требуется от астрономов, несомненна.
Теперь попробуем разобраться с вопросом, какая же из систем верна. Несмотря на распространенность мнения, что Земля вращается вокруг Солнца, это не корректно. Как ни парадоксально это прозвучит, обе системы верны и неверны одновременно. Почему мы так говорим?
Напомним, суть обеих систем:
Геоцентрическая система исходит из того, что в Центре Мира находится неподвижная Земля. Планеты, Солнце и звезды вращаются вокруг неё.
Гелиоцентрическая система исходит из расположения в Центре Мира неподвижного Солнца, вокруг которого вращаются планеты, в том числе Земля; бесконечно далеко от Солнца и планет находятся неподвижные звезды.
Принципиально неверным в обеих системах является исходное положение о неподвижности чего бы то ни было. Уже давно доказано, что Солнце и звезды не стоят на месте в принципе.
С другой стороны, элементарные соображения на уровне школьной физики говорят об относительности любого движения. Сидя за компьютером, я неподвижен относительно монитора, но движусь относительно проезжающего за окном троллейбуса. Солнце движется относительно моего окна, как и Земля движется вокруг Солнца. Разница лишь в том, что взято за точку отсчета.
Таким образом, и Геоцентрическая и Гелиоцентрическая системы неверны, предполагая неподвижность Земли или Солнца. И верны, предполагая вращение небесных тел друг относительно друга. Разница только в том, что взято за точку отсчета, за «ноль».
И вот здесь начинается главное. Само по себе понимание, что движется вокруг чего и в каком направлении мало кому интересно. Практически, гораздо важнее ясное понимание когда наступят холода; на какой срок запасать продукты и дрова; когда сеять, чтобы не заморозки не погубили посевы и успеть за лето снять урожай, а лучше два. Астрономия – это еще и навигация. В открытом море или в пустыне Полярная Звезда часто была единственным ориентиром. (На этом моменте мы еще остановимся.) Крестьянина или моряка не интересует, что вокруг чего вращается. Их интересует, когда конкретно сеять; где точно находится судно и в какую сторону плыть. Наконец ответы на элементарные для современного человека вопросы, «Какое сегодня число?» и «Который час?» самым серьезным образом базируются на астрономии. К слову, дата наступления Пасхи и других религиозных праздников также определяется астрономически. Следовательно, встает вопрос расчетов и, соответственно, аппарата расчетов. И крайне желательно, чтобы этот аппарат обеспечивал достаточную точность при минимальной сложности.
Нельзя говорить, что Гелеоцентрическая система не верна. Как мы уже говорили выше, если принять Землю за центр, то Солнце и планеты будут вращаться относительно неё. Основанные на этой системе астрономические расчеты подтверждались практикой, и система неплохо работала на протяжении тысячелетий. Проблемой была сложность математического аппарата, описывающего движения планет и Солнца вокруг Земли. Принятие Коперниковской системы, позволило эти расчеты существенно упростить.
Однако у Геоцентрической системы было одно важное «конкурентное преимущество», лежащее за пределами астрономии и математики. Она вполне вписывалась в христианское богословие. Геоцентризм полностью вписывается в христианское положение, что проживающий на Земле Человек – венец Творения и Вселенная создана Богом для Человека.
Нужно отметить, что вопреки распространенным мифам, Католическая Церковь не особенно преследовала теорию Коперника. Сама книга запрещалась Инквизиций всего на года. Причем снятие запрета Католическая Церковь мотивировала «Пользой для Государства»[1]. Есть основания полагать, что известный процесс Галилея имел целью не опровергнуть его научные взгляды, а просто «осадить» склочника, умудрившегося поссориться с множеством людей, включая «сильных мира сего». Известна казнь последователя Коперника Джордано Бруно, но в его приговоре нет ни слова о Гелиоцентризме.
Возникает вопрос, чем объяснить такое попустительство Католической Церкви и возрождение Гелиоцентризма в начале XVI века и в Польше – европейской и католической периферии?
Видится следующая гипотеза:
Конец XV – начало XVI века – это начало Эпохи Великих Географических Открытий. (Напомним: Колумб открыл Америку в 1492-м году.) Резко развивается мореплавание, главным образом, вне видимости берегов, где основными ориентирами являются Солнце и звезды. Соответственно возник спрос на простую, но эффективную систему для осуществления навигации по звездам. Главные морские державы того времени – Испания и Португалия – главные заказчики передовых навигационных систем. И та и другая – оплоты Католицизма. Они же – основные поставщики Папства, главным образом, за счет заморских территорий. Требовалось внедрить новую систему, но остаться в рамках основных догматов. Скорее всего, было найдено «соломоново решение»: От Геоцентрической системы и идеи антропоцентризма формально не отказываемся. Но идем навстречу пожеланиям поставщикам Его Святейшества и даем ход новой, более эффективной системе навигационных расчётов. Тогда становится понятно, почему противоречащая официальной католической доктрине модель Мира была обнародована не в Риме, не в Мадриде, а на периферии католического мира, чем являлась на тот момент, была и остается в настоящее время Польша. А Нюрнберг в 1543-м году и вовсе был лютеранским. Таким образом, более соответствующая практике, более удобная, но противоречащая официальной католической доктрине система увидела свет, начала работать, не вышла, в общем, из под контроля, но папство и официальная доктрина, как бы не при чем.
[1] «Хотя отцы Св. Конгрегации Индекса признали необходимым полностью запретить сочинение прославленного астронома Николая Коперника «De Mundi revolutionibus» по причине того, что в нём принципы, касающиеся положения и движения земного шара, несовместимые со Св. Писанием и его истинным и католическим толкованием (что христианин никак не должен терпеть) изложены не как гипотетические, но без колебаний защищаются как истинные, тем не менее, в силу того, что это сочинение содержит много вещей очень полезных для государства [курсив мой, АБ], отцы единодушно сошлись на том, что сочинения Коперника, напечатанные до сих пор, должны быть разрешены. И разрешаются они при условии, что будут скорректированы в соответствии с прилагаемым ниже исправлением тех мест, где он [Коперник] обсуждает положение и движение Земли не гипотетически, но как утверждение.» - Monito per l`emendazione dell`opera De revolutionibus orbium caelestium di Nicolò Copernico