АМЕРИКА ИХ НЕ «СПЛАВИЛА»

Печать

Опубликовано 18.06.2020 14:06 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Консервативного анализа и экспертизы

О кризисе в национальных сообществах говорили еще в 1980-е.

Хотел бы сразу оговориться, я негативно отношусь к пришедшей, увы, к нам из Голливуда, культуре романтизации криминала. Наиболее заметным в России явлением этой культуры является роман «Крестный отец» Марио Пьюзо. По его мотивам было снято несколько фильмов, а сама книга, по свидетельству очевидцев, стала карманной для «братков» 1990-х.

В книге и фильме преступник показан сильным, привлекательным; вызывает желание подражать. Собственно, сейчас Америка пожинает плоды своих трудов в виде разгула криминала на улицах американских городов. Однако, негативно относясь к содержанию, нельзя отрицать качества изготовления эстетического продукта и актуальности поднимаемых проблем.

 

Сегодня я хотел бы поговорить о фильме Серджио Леоне «Однажды в Америке».

В свое время картина буквально ворвалась на экраны заканчивающего свое существование СССР. Необычность темы, обилие натуралистичных сцен манили как запретный плод. Однако будем справедливы. Сделано мастеровито. «Однажды в Америке» на десятилетия вперед установил планку качества в восприятии американского кино. После этого фильма последующие работы Роберта Де Ниро («Лапша») и Джеймса Вудса (Макс) смотрятся существенно слабее. Да и к остальной продукции Голливуда уже относишься с пониманием, как они на самом деле могут снимать.

Сюжет пересказывать не смысла. Картину посмотрели многие. Я хотел бы остановиться на среде, в которой происходят конфликты сюжета. Банда организована по национальному признаку. Здесь едва ли стоит делать акцент на конкретной национальности. Если в фильме фигурируют еврейские фамилии, то в титрах – в массе своей итальянские. Художественный прием рассказывать о своих проблемах поместив героев в другую страну, в будущее и пр. известен давно. Так что возможно всё: одни сняли фильм про других; одни сняли фильм про себя, представив себя другими; другие заказали первым снять фильм про себя – разобраться сложно. Да и едва ли это принципиально. Важно другое: конфликт произошел в рамках национального сообщества и не был разрешен.

Нужно отметить, уровень конфликта. Это не бытовой конфликт. Речь шла о достаточно масштабном преступном сообществе. В конфликте были задействованы влиятельные внешние стороны (профсоюзы, правительственные структуры, криминальное сообщество «Синдикат» и пр.). То есть силы, которые регулируют отношения внутри сообщества, просто обязаны были вмешаться. Мало того, что погибли и пострадали свои, так еще и создан прецедент неразрешенного конфликта. А в стратегическом плане прецедент бывает опаснее самого случая. Вмешивались «регуляторы» или их вмешательство оказалось безрезультатным в фильме не показано. Но конфликт не был разрешен.

Национальные сообщества, особенно те, о которых мы упомянули выше, существуют дольше, чем живут многие государства. И за столетия и тысячелетия наработаны механизмы разрешения внутренних конфликтов. Но в данном случае эти механизмы не сработали.

 

Наблюдая сегодняшнюю ситуацию в США, мы вынуждены констатировать, что четкого деления сторон по национальному принципу нет. Представители одних и тех же национальных сообществ находятся и среди сторонников Трампа и среди его противников. И конфликты в США разрастаются, наслаиваются друг на друга. Миф об Америке как о «плавильном котле народов» рассыпается на глазах.

 

Тогда получается, что о конфликтах, которые сейчас раздирают американское общество, говорили еще в середине 1980-х. И у нас есть основания говорить о глубине кризиса, потрясающего США и нерадужных для них перспективах.