Проблема авторства аллегории правосудия

Печать

Опубликовано 31.08.2019 11:26 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Лаборатория Консервативного анализа и экспертизы

Тема, вынесенная в заголовок, может несколько обескуражить читателя, поскольку не относится к общепризнанным проблемам авторского права. Действительно, древние символы и аллегории, такие как богиня Фемида, настолько прочно устоялись в памяти, что ни у кого не возникает желания поставить вопрос об их авторстве.
Однако всё же поднять эту проблему меня побудил следующий факт.
Дело в том, что над входом в здание Верховного суда России со стороны Большого Ржевского переулка после реконструкции была установлена скульптура Фемиды, отличающаяся от классического изображения: у нее отсутствует повязка (по общему мнению, символ объективности правосудия), а в правой руке Фемида держит не меч, а щит, причем с изображением Григория Победоносца.
Отсутствие повязки на глазах Фемиды Верховного суда вызвало многочисленные критические и негативные публикации в либеральной прессе.[1] При этом главный архитектор проекта реконструкции Юрий Милаев пояснил по этому поводу, что «когда готовили программу ­проекти­рования, в самом суде сказали, что наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает».
Объективности ради надо отметить, что это не единственный случай установки статуи зрячей Фемиды: к примеру, около здания судебного комплекса в городе Брисбене (Австралия).
Наличие подобных разночтений, причем исходящих от самих представителей судебной власти, а также их критики, позволяет нам говорить о наличии проблемы в изображении этого важного аллегорического символа.
Важность этой аллегории в том, что она прочно ассоциируется как в массовом сознании, так и на официальном уровне, с судебной системой – ветвью власти, напрямую решающей судьбы людей.
Поэтому имеет смысл установить авторство символа правосудия.
Изначально Фемида – богиня древнегреческой мифологии, дочь Урана и Геи, вторая супруга Зевса. Согласно Большой советской энциклопедии, первоначально Фемида – «олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее – богиня правосудия». Однако свое распространение и знакомое всем изображение она получила в Древнем Риме, в котором, кстати, носила другое имя – Юстиция. Именно это слово имеет общий корень с английским justice – справедливость. Слово «юстиция» в русском языке применяется для обозначения государственной деятельности по регистрации фактов, имеющих юридическое значение. Кроме того, именно в подведомственности Министерства юстиции России на данный момент находится Федеральная служба исполнения наказаний.
Таким образом, традиционное изображение скорее можно назвать изображением Юстиции, но не Фемиды. Однако если Юстиция – богиня правосудия, а в России юстицией называют деятельность исполнительного органа власти, но не судебного, мы получаем серьезное разночтение в толковании символа.
Эти разночтения являются символическим отголоском кризиса судебной власти и правовой системы как в нашей стране, так и в мире в целом, когда принципы правосудия всё чаще и чаще подвергаются критике из-за несоответствия их реальной судебной практике.
Для снятия противоречий возможны следующие шаги.
Первое. Определение традиционного изображения аллегории правосудия как римской богини Юстиции, но не Фемиды, поскольку именно Древний Рим является распространителем данного символа. Римское право является основополагающим также для современного гражданского законодательства, поэтому корни сегодняшней юридической системы, в том числе, и символы, исходят из Древнего Рима, а не Греции. Автором аллегории является Древний Рим.
Второе. Определение правопреемников Древнего Рима, как правопреемников авторов аллегории правосудия. Самым простым вариантом здесь видится Италия в силу принадлежности города Рима, но возможно наличие претензий со стороны некоторых других европейских государств. Для снятия претензий необходимо участие международных институтов.
Третье. Правопреемник автора аллегории обязуется дать официальные пояснения по расшифровке аллегорий символа, которые должны быть оценены на пригодность к обозначению судебной деятельности.
Стоит помнить, что эти меры необходимо предпринимать не отдельно, а в рамках реформирования мировой правовой и судебной системы, поскольку более эффективное правосудие будет нуждаться и в более точном символе.
 
Теги: Фемида, Юстиция, правосудие, Верховный суд, судопроизводство

[1] См., например: А. Колесников. Политэкономия: Фемида без повязки. «Ведомости», № 116, 28.06.2006 г., О. Кашин. Сбой системы. «Большой город», № 15, 27.08.2009 г.