главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

Девятаев и «Девятаев»

Печать

Опубликовано 13.05.2021 19:06 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Конвенция о героическом

1.

Нет спора, история, завораживающая сознание голливудской крутизной и ракетной темой, где нашлось место даже Королеву. Но я пошел смотреть фильм после отповеди Пучкова, который нашел массу дефектов и вымыслов. И настроенный Пучковым ждал антисоветской чернухи, глумления над чем-нибудь. Да и начало вело к этому – продюсировала фильм голливудская студия. Но после фильма озадачился, увидев в нем почти стопроцентную пользу и неплохое исполнение. Потом посмотрел несколько интервью с самим Девятаевым, который, по сути, рассказал детали, подтвердив События.

 

И что осталось главный проблемой – введение в сюжет друга-предателя, который чуть не убил Девятаева, но которого тот простил даже в контексте проклятий отца предателя. И вот тут нашел ступор. Понятно, что друг-предатель – американская вставка под предлогом динамического сюжетосложения.

И тут же получил статью на эту тему от научного сотрудника – с отповедью фильма.

И вот встал вопрос, как относиться к фильму?

2.

Если отвлечься от живой биографии Девятаева, то вставка с Лариным, другом-предателем, вполне рабочая, придает идеологической энергии фильму. Но это слова. Я увидел вполне тонкий маневр Бекмамбетова (режиссера) – который вообще-то изобразил страшную драму предательства. И если говорить категориями воспитания, то этот эффект – показ безысходной драмы предательства – причём вполне успешного у немцев русского офицера, — очень убедительно показана. При всех но.

Более того, напротив фигура Ларина, который завлекал Девятаева преимуществами службы у немцев, напротив усиливает мощь самого героя – Девятаева. И речи Ларина по приказу Сталина о расстрелах тех, кто попал в плен, играют роль – и только усиливают героические мотивы Девятаева. То есть эта вставка сыграла на вполне рабочий контраст.

И потом не нам Голливуд учить в том, что драма всегда должна носить характер личного противостояния – тогда она смотрится как личное кино.

В некотором смысле эта вставка осовременила фильм, где вопрос о предательстве в контексте нынешней эмиграции стоит остро. Фильм четко формулирует – нет смены нанимателя – есть предательство. И борьба Ларина за свою честь – чтобы не пасть в памяти отца – тоже работает на общий замысел. Сегодня молодые люди вообще не понимают этой проблемы — подумаешь, предок узнает, что я з…й работаю.

Конечно, возникает вопрос о вольности обращения к исторической фигуре – это старый спор, но по мне если вставка не изменила характер героя и смысл его героизма – то пусть будет. То, что самолет был изрешечён, показывают исторические фото – поэтому вставка вполне рабочая. Вот если бы режиссёр сделал вставку в «новом» духе, когда летчик сбежал бы на самолете с легкими девицами на Майями, тогда ясно, что неприемлемо. Понятно, что висящая бомба, которую обезвреживает Герой над самолетом, риск, но Девятаев в лагере занимался как раз обезвреживанием бомб.

Ожидалось, что фильм будет антисталинским – с показом сталинского СМЕРША – после прилёта. Но этого не оказалось – детали фильтрации были опущены, концовка вполне оптимистическая, а жестокий приказ Сталина считать пленных предателями действительно был.

3.

Мне видится фильм полезным. Сужу по себе. Тряхнул нерв, как говорится. Что касается дефектов, то они минимальны: самолеты в бою приближены к натуре, особенно меня интересовали детали быта и одежды – тоже максимальная приближенность. Гораздо меньше искусственных наворотов, чем в эпопее про танк Т-34, сбежавший с немецкого полигона в 2019 году в одноименном фильме. Тоже тема побега, но убедительнее.

Немного обобщу. Как снимать сегодня Мировую Войну, когда натуры нет вовсе никакой, когда снято батальное «Освобождение» и «На войне как на войне», с нынешними привычками смотреть трюки из Голливуда, мне сказать трудно, но мне кажется, «Девятаев» — неплохой и полезный вариант.

Источник

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция