МИТТАГ-ЛЕФЛЕР, ИЛИ СТРАННОСТИ С РАБОТАМИ СОФЬИ КОВАЛЕВСКОЙ

Печать

Опубликовано 14.02.2020 15:16 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Конвенция по демеморизации

Давайте попробуем взглянуть на работы Софьи Васильевны Ковалевской в целом и в частности. В своем исследовании мы пользуемся изданием Ковалевская С. В. «Научные работы» — М.: Издательство АН СССР, 1948. и для удобства сводим работы в таблицу.

 





Название работы

Страниц (в пересчете на А4)

Примечания

1.  

«К теории уравнений и частных функций»

44 (25,6)

По предложению и под плотным кураторством Вейерштрасса в 1874-м году

2.  

«О приведении некоторых классов абелевых интегралов к 3-го ранга к эллиптическим интегралам»

24 (13,9)

По предложению и под плотным кураторством Вейерштрасса в 1874-м году

3.  

«О преломлении света в кристаллической среде»

61 (35,5)

1884-й год

4.  

«О распространении света в кристаллической среде»

3 (1,3)

1883-й год[1]

5.  

«Дополнения и замечания к исследованию Лапласа о форме кольца Сатурна»

14 (8,1)

По предложению и под плотным кураторством Вейерштрасса в 1874-м году

6.  

«Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки»

68 (39,6)

Премия Парижской академии наук 1889-го года

7.  

«Об одном свойстве системы дифференциальных уравнений, определяющей вращение неподвижного тела вокруг неподвижной точки»

14 (8,1)

1890-й год

8.  

«Мемуар об одном частном случае задачи о вращении тяжелого тела»

10 (5,8)

1890-й год

9.  

Об одной теореме Брунса

12 (7,0)

1891-й год

 

Что мы видим из таблицы.

Во-первых. Разброс тематики: от чистой математики к динамике, от оптики к небесной механике и при этом малое количество статей на одну тему. Это говорит об отсутствии глубокого погружения в какую-либо проблему.

Во-вторых. За 8 лет с 1883-го по 1991-й, когда Софья Васильевна преподавала в Стокгольмском университетском колледже и имела все возможности для занятий математикой, ею было опубликовано 6 работ общим количеством страниц 168 по изданию АН СССР или 97 в пересчете на страницы А4. То есть по 12 страниц в год. Не мало ли для практикующего ученого, да еще и претендующего на статус выдающегося? Насколько я помню, мы в студенческие годы курсовых работ и проектов писали значительно больше. А если сравнить с кафедральными планами?

Теперь взглянем чуть пристальнее на титульную работу Ковалевской: «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки». Эта работа поставила Ковалевскую в один ряд с Леонардом Эйлером и Жозефом Луи Лагранжем и дает ей право называться если не великим, то выдающимся математиком как минимум. Обычно, разрабатывая какую-то сложную проблему, каковой, например, является задача о вращении несимметричного гироскопа (так еще можно трактовать «Задачу о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки»), исследователь публикует несколько статей. Подходит к задаче с разных сторон. Выносит результаты своих исследований на суд коллег. Выслушивает критику. Однако по вращению твердого тела вокруг неподвижной точки этого нет. Сама Ковалевская в своем «Автобиографическом рассказе» очень скупо пишет о работе над этим исследованием. Всего лишь один абзац:

«В то время я уже достигла главных результатов моей работы. Но пока они были еще только у меня в голове. А так как вопрос, который я решила, вполне подходит к заданной Парижскою Академией теме, то я еще с большим усердием принялась за работу, чтобы успеть к назначенному сроку привести в порядок весь материал, разработать детали и написать это сочинение».

И всё. Почему эмоциональная, не лишенная литературного дарования Ковалевская так скупа в описании самого значительного события её научной деятельности? Любой исследователь пробует различные подходы, сравнивает варианты, советуется с коллегами, исписывает груду черновиков, вносит бесконечные поправки, исправляет ошибки. Это сопряжено с эмоциями. Еще бы, прорыв в неведомое. А тут всё «в голове», даже для памяти не записано и сразу «в десятку». Такого рода удачи история знает только в случае, когда тексты надиктовывались «свыше» или откуда-то поближе.

Есть еще момент. Интеграция в исследовании была выполнена при помощи принятия времени t в качестве комплексной переменной. Во время жизни и работы Ковалевской в Швеции, там же в Стокгольме жил и дружил с ней крупный шведский математик Магнус Гёста Миттаг-Лефлер, который плотно занимался комплексными переменными[2]. Согласно легенде, Закон всемирного тяготения был сформулирован Ньютоном после того, как ему на голову упало яблоко. Однако ни кому не приходит в голову ставить вопрос об авторских правах яблони. Для того, кто погружен в проблему, бывает достаточно случайно оброненного кем-то слова, чтобы сгенерировать решение. Однако факт есть факт. Очень серьезный математик жил и плотно общался с Ковалевской во время её работы над «Задачей о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки». При этом серьезно занимался вопросами, перекликающимися с работами Ковалевской.

Возникают вопросы:

Почему увлеченная математикой Ковалевская так мало написала? И вообще, и по конкретным темам? Если в России, по её словам, условий для работы не было, то в Швеции условия были практически идеальные.

Чем объяснить написание работы мирового уровня на фоне низкой творческой активности?

Не мог ли Миттаг-Леффлер подсказать ей что-нибудь кроме идеи использования комплексного переменного?

 

Теги: Ковалевская, работы Миттаг-Лефлер, Болдырев



[1] По данным Википедии Ковалевская жила в Европе с 1883-го года. Однако она сама в «Автобиографическом рассказе» пишет, что выехала в 1882-м.

[2] Целая функция Eρ(z) комплексного переменного z носит имя Миттаг-Лефлера