ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА

Печать

Опубликовано 15.02.2023 12:34 , Автор: С.Н. Магнитов Категория: Лаборатория консервативной ревизии и стратификации традиций

Несмотря на то, что традиционализм и консерватизм часто отождествляют, эти понятия различны, а значит и различны идеологемы, которые они с собой несут. При этом несомненно взаимоналожение, не исключающее и частичное отождествление.

 

Но главное в том, что при полном отождествлении страдают оба понятия, поскольку их используют в ограниченном или ложном значении, запутывая ход мысли как в отношении одного, так и другого. Иногда такие сращения вредны. Это значит, если понятия очистить и определить их истинные значения, то они возможно перестанут наносить друг другу вред. Этого противоречия могло бы не происходить, если бы у традиционализма появился известный популяризатор в лице очень своеобразного Рене Генона. Именно Генон сделал традиционализм отдельной доктриной, что сразу привело к значительной проблеме. Сама линия поведения Генона это показала: будучи католиком, он принял ислам, показав разнородность и разнокачественность традиций, что привело само учение Генона к внутреннему противоречию, которое он разрешил сугубо мистическим путем. Об этом мы будем говорить подробнее, однако ясно, что сам Генон сделал традиционализм учением, основанном не на традициях, а традиции – то есть он выбрал из всей массы традиционного нечто отдельное. И вот это главное: какова причина выбора одного и отбрасывания, выведения из традиции остального?

Чтобы понять сразу проблему следует дать первые определения.

Традиционализм – в точном смысле слова - это учение о передаче (заметим, что части получения нет): в контексте из поколения в поколение, хотя в слове этого нет. Traditio – означает как раз передачу.

Консерватизм - в точном смысле слова – сохранение (conserve). Никаких других смыслов, кроме логически вытекающих, в нём нет.

Проблема заключается в том, что оба понятия имеют фундаментальное отношение к прошлому. И очень разное отношение: традиции нужно себя передать, консерватизму – принять только лучшее и жизнеспособное. В этом коллизия.

По логике понятий учения должны были бы успешно дополнять: традиция – передача, консерватизм – получение и сохранение. Однако проблема состоит в том, что есть коллизия в передаче и получении: не все передаваемое из Прошлого, принимается и сохраняется. Традиционализм и консерватизм становится учениями очень жестко конкурирующими за Прошлое, а значит и Будущее: традиция требует сохранять всё, консерватизм сохраняет только жизнеспособное. Избирательность и жесткость консерватизма традиция не приемлет, потому что всё, что идет из прошлого, передается, свято. Но консерватизм, отвечая за качество переданного для будущего, не принимает всё, часто входя в острейшее противостояние с традицией, четкое давая понять, не всё святое и жизнеспособное вчера, будет жить и утверждаться завтра.

Самое интересное, что и Генон, отчетливо понимая это, фактически сделал из мировой традиции мистическую выжимку, тем самым дав повод говорить о неоднородности традиции.

Конкуренция привела к тому, что традиционалисты, поняв сложность отношения с консервативной школой, стали консерватизм задвигать в … политику, старясь превратить консерватизм в чисто политическое учение, забрав себе универсальность. Консервативная школа категорически не согласна с такими хитростями. Однако ей придется представить обоснования и доказательства своей универсальности, показав, что он не начинается и не заканчивается Бёрком.  

 

2. Методология работы

Мы предлагаем простую методологию работы. Сначала рассматриваем традицию и традиционализм Генона, затем консерватизм в отношении традиции и традиционализма, затем делаем вывод о взаимных приоритетах: проще говоря, следует выяснить, в чьих руках окончательное решение о том, что пойдёт в Будущее.  

Это крайне важная задача, поскольку взаимные претензии двух учений друг к другу дискредитируют и одно, и другое. Если две замечательные ноги будут постоянно заплетаться, то лучше будет передвигаться ползком. Так вот чтобы не ползать, нужно жестко и внятно разделить учения и определить их внутренние функции и приоритеты – чтобы работа была взаимно продуктивной.   

Поскольку о традиции её пропагандисты говорят много, но, как правило, в лозунговом смысле и только в положительной манере (традиция - это замечательно, традиция – это опора), чтобы не погружаться в эмоции, берём фундаментальных авторов. Того же Генона.

Однако нас, разумеется, будет устраивать сама Логика развертывания понятий, которые сами способны рассказать о себе больше, чем комментаторы.

 

 

Теги: традиция, консерватизм, Генон, Берк.