АКМЕОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА

Печать

Опубликовано 12.03.2022 13:31 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Лаборатория ответственности по уровню сложности

1. Олег Анисимов

Акмеология научное понятие было введено Олегом Анисимовым в конце 80-х годов как наука, как дисциплина о Высшем – достижениях, результатах, проявлениях. Несмотря на то, что необходимость дисциплины была очевидной, она встретила сопротивление. Почему?
Дело в том, что сопротивлялось массовое эгалитарное сознание: ах, вы хотите высших достижений, чтобы с Высоты нас эксплуатировать!
Массовое эгалитарное сознание подпитывалось политической установкой: Высшее – предполагает низшее, а значит намекает на Иерархию, а Иерархия – неравенство, а неравенство мы принять не можем.
И несмотря на то, что Анисимовым была создана кафедра акмеологии, она не получила должного развития и прорыв в новое пространство – социальной иерархии был приостановлен.
Но Анисимов не остановился и начал проработку проблемы Высшего, Акме, с экономической точки зрения. И тут стали возникать другие вопросы оппонентов: а зачем нам высшие достижения, если само достижение затратно? а еще с высоты больно падать! Почему бы не ограничиться серединкой, средним уровнем достижений – там , где концентрируется основной класс социума – средний. Средние достижения вроде бы основа устойчивости государства, зачем нам Высшее?  

 

2.

С этой проблемой впрямую я столкнулся при формировании Федерального закона о массовом спорте и физической культуре – который отделялся от Закона о спорте высших достижений, по сути, профессиональном спорте. Процесс шел под эгидой в то время сверхзнаменитой биатлонистки Светланы Ишмуратовой, тогда депутата Госдумы. И формула была проста: зачем нам огромные вложения в профессиональный спорт высших достижений, если нам нужно просто оздоровить массы? И вот дискуссия над законами привела к странному выводу: без спорта высших достижений, дающего образцы, массовой спорт не хочет развиваться! Даже при приличном финансировании! Без образцов не хотят бегать лыжники, тягать штангу штангисты, и вообще без Образа Высшего нет драйва соревновательности, то есть конкуренции. Иначе говоря, некая эфемерная величина – образец и борьба за него даёт энергию общего созидания! То есть высшее играет некую моделирующую роль, а главное – притягивающую роль – и при формировании средних величин тоже!

 

3.

Конечно, в деле стратификации Высшего еще в 90-е годы возникли вопросы и со стороны религиозных людей и организаций: что может быть Высшим, кроме Бога? Не гордыню ли вы пестуете? Здесь Анисимов вполне корректно переводит разговор в проблему высших достижений конкретного человека в конкурентной судьбе у которого есть период высших проявлений и достижений, которые делают из него высокую величину – без обвинений в гордыне. Проявление своего высшего потенциала, таланта – это раскрытие божеского в себе: ведь талант – от Бога. И в этом случае находится компромисс: это не человек потешает свою гордыню – он в Высшем Периоде своей жизни реализует замысел Высших сил, Бога. Доказывая тем самым его существование. Именно поэтому акмеология - практическая дисциплина раскрытия и реализации божеского потенциала в человеке.

И надо понимать значимость этого процесса: ведь если в человеке не возобладает высшее, он не будет облагорожен высшим – тогда он пойдет путем деградации в бездну ничтожества, отчаяния, отвращения к жизни, разрушений, распрей, деморализации. А это не только личная деградация, это еще и деградация социума, разрушение его через криминализацию общества – ведь человек без Высшего (как говорили на Руси, Царя)  в голове становится по определению разрушителем – ведь замысел созидания всегда выше замысла разрушения.

Это значит перевод Анисимовым категории Высшего, Акме, в дисциплину и даже науку крайне актуален как основа созидательного мировоззрения человека и созидательной дисциплины социума.