Вопрос образования во все времена был и остается насущным и даже болезненным. Мимо образования в современном обществе не проходит никто. Сначала мы сами учимся, попутно размышляя, а тому ли мы учимся? Потом думаем чему учить детей? И практически ни у кого не возникает вопроса о знаниях ради самих знаний. У подавляющего большинства, если не у всех, стоит вопрос практического применения полученных знаний.
И не секрет, что современное образование вызывает у людей серьезные вопросы. Ведь основная масса полученных когда-то знаний не используется. Присказки типа «25 лет хожу по цеху и ни об один интеграл не споткнулся» рождаются не на пустом месте.
В этой связи, более-менее часто, встает вопрос о действовавшей во времена СССР системе образования. Многие как мантру повторяют заклинание о её эффективности, а наиболее горячие головы так ив вообще предлагают восстановить. Давайте попробуем разобраться и повспоминать.
Мой отец, имея высшее техническое образование, практически всю свою трудовую биографию отработал на рабочих должностях, где техникумовского образования хватило бы с лихвой. Причина проста. На рабочих должностях платили больше. И на пенсию он ушел по «теплой» сетке, что тоже было немаловажно. И такая ситуация была скорее правилом, чем исключением.
Сам я начинал свою трудовую биографию в КБ большого машиностроительного завода. И в КБ типичной была следующая картина: Один действительно инженер, который вел изделие, систему, узел. Который генерировал, принимал и отвечал за принятые технические решения. И несколько человек вокруг него, которые занимались деталировкой, оформлением документов и пр. – то есть работой уровня техника, но имея инженерный диплом.
И вопрос об эффективности советского образования встает сам собой. Подготовка инженера обходилась государству значительно дороже, чем подготовка техника. Но инженеры работали на должностях, где хватило бы техника. Тогда к чему лишние затраты? Зачем выпускались лишние инженеры?
Вопиющий вопрос к системе советского образования у меня возник в связи с эпопеей «МММ». Миллионы получивших советское образование граждан[1], сдавших экзамены по куче естественно-научных дисциплин, прекрасно знавших все законы сохранения, прекрасно знавших, что ничего не возникает из ничего, попались на элементарную разводку. А ведь кроме «МММ» было есть и еще будет масса пирамид, в которые люди попадали и будут попадать.
Я бы понял, если бы в СССР не занимались вопросами финансовых пирамид. Но ими занимались. Еще в 1934-м году была написана и потом неоднократно переиздавалась замечательная научно-популярная книга Я.И Перельмана «Живая математика», где механизм финансовых пирамид был расписан подробно и понятно. Потратить всего один урок на разбор такой задачи, и миллионов трагедий можно было избежать. Но советское образование эти вопросы не интересовали. А ведь это вопрос элементарной безопасности, на уровне «не трогай оголенный провод» или «переходя дорогу, посмотри сначала налево, потом направо», только финансовой безопасности. Зато выпускник средней школы владел элементами генетики, основами ядерной физики, началами математического анализа. И что? Хоть «об один интеграл споткнулись»? А в финансовые ловушки не просто споткнулись, а провалились, что называется, «по полной».
Другой вопрос к советской системе образования у меня возник также на рубеже 1980-90-х. Помните, как в нашу жизнь вошли «мыльные оперы»? Настолько, что дачные участки стали называть не садами, не дачами, а «фазендами». Миллионы людей, - преимущественно женщин, - и следили за жизнью Изауры, Марианны, Просто Марии и пр. Зачем было тратить часы на русскую литературу и воспитывать миллионы на Пушкине, Лермонтове, Достоевском, Толстом? Стоило ли прививать высокие культурные стандарты?
И если «мыльные оперы» явление относительно безобидное, то фильмы «Крестный Отец» или «Однажды в Америке» - нет. Отсидев сотни часов на уроках литературы, исписав тетради сочинений, бывшие советские школьники без особого сопротивления попали под влияние пропаганды криминала, наркотиков и пр., что хлынуло к нам после падения «железного занавеса». Результат мы видели в 1990-е. Десятилетия усилий по формированию «нового человека» канули в никуда. Противостоять культурному натиску Запада советское образование оказалось неспособно.
Наконец нужно вспомнить простую истину. СССР представлял собой огромный Завод, где всё было вписано в один механизм. И советское образование готовило кадры для советских заводов, школ, больниц, войсковых частей. Там были востребованы эти рабочие, инженеры, учителя, врачи, офицеры. И когда советских заводов, школ, больниц, войсковых частей не стало, оно оказалось в положении цеха, выпускавшего детали для снятой с производства машины, деталей, которые никому не нужны.
Так что вопрос эффективности советского образования нужно спокойно закрывать. И открывать вопрос образования, которое соответствует и современной ситуации и будущим вызовам, на которые придется отвечать.
[1] По разным оценкам от 2 до 15 миллионов.