КАЗАЧЬЯ ДРАМА ШУКШИНА |
Опубликовано 02.03.2023 14:17 , Автор: Болдырев А. | Категория: Лаборатория стратификации каст и сословий |
В некотором смысле, я пережил то же, что и сам Шукшин, берясь за тему, которая его приведёт к внутренней трагедии. Только пережил как читатель.
Поиск корней иногда может привести к открытиям, с которыми потом трудно совладать. История Шукшина – тому пример. Многие знавшие его считали, что Роман «Я пришел дать вам волю» перекроил его сознание и судьбу.
Для меня тоже оказалась поучительной его история, потому что коснулась косвенно и меня.
Роман «Я пришел дать вам волю» Шукшин писал практически всю свою творческую жизнь – начиная от любви к широкой песне «Из-за острова на стрежень». Герой песни – Степан Разин стал юношеским героем Шукшина. И вот под обаянием личности Разина и в рамках симпатий официальной пропаганду к народному водителю Разину, он начал писать свой гениальный роман, который, думаю, по ряду моментов, во всяком случае, в концептуальной части, может и перекрыть мощь «Тихого Дона» Шолохова.
Но мы остановимся на том, что советское литературоведение крайне неохотно обращалось к исследованию шукшинского романа. Он в рамках советского литературоведения так и остался как автор хороших рассказов о деревенских чудаках. И в большей степени он остался в искусстве как режиссер и актёр. То есть роман был фактически замолчан.
Какие были на то причины?
Причины были и очень весомые. Дело в том, что роман, написанный в пределах гениальности, оказался не тем, что он сам ожидал – это оказался страшный роман-разоблачение Разина. При этом отказать Шукшину в симпатии к Разину невозможно до самого конца романа, когда Разин окончательно предстаёт как банальный бандит, убийца, жулик без святого в душе и голове.
Начав писать роман о герое, Шукшин погрузился в архивы – от Москвы до Астрахани – всё было им проработано до деталей, - он добивался правды деталей до тонкостей. И правда архивов привела его созданию совершенно жуткой истории, которая никак не вписывалась в официальную версию Разина как народного героя: перед нами возникает действительно «вор и убийца», как его, собственно, и аттестовали власти – всё, что возникало перед Разиным – было уничтожено, разграблено, насильчано, причём не взирая на лица – включая тот народ, которому он шел дать волю.
И вот здесь важный момент для понимания, почему советская пропаганда замолчала роман: Разин шел под классическим революционными лозунгами убивать без суда и следствия и классическими угрозами своим же и тем, кого он зовет на волю. Вот обращение к пленным стрельцам:
- - Слыхали?! Вот они воеводы!... Им, в гробину их мать, не служить надо, а ноги-руки рубить и в воду сажать. Кто дал им такую волю? Долго терпеть будем?! … Не лучше ли свить им петлю покрепче, да всех разом – к солнышку ближе. Вони много будет, разок перенесём, ничего … Заживем на Руси вольно! Идите за мной. Мститься будем за братов наших, за все лиходейство боярское. Жить не могу, как подумаю, какие-то свиньи помыкают нами. Рубить!!! … Идите ко мне! Кто не пойдет – догоню дорогой и порублю.
И это были не просто угрозы – кровавые сцены расправ со своими же – народом, мужиками, казаками, надругательство над церковью и священниками – студят кровь. Кровавая вольница без каких-то положительных идей – вот суть Разинского восстания. Получается, это не восстание, а действительно банальный воровской бунт.
Это была первая драма Шукшина.
Вторая драма, может быть тяжелее первой, казачья. Разин эксплуатирует тему казачьей вольницы, суть которой, по его версии, грабить и гулять. И опять через угрозы своим же:
- Атаманы-молодцы! Охотники вольные! … Кто хочет погулять с нами по чистому полю, красно походить, сладко попить, на добрых конях поездить – пошли со мной! - Как видим, о государственном, да хотя бы каком-то строительстве, созидании речи не идёт.
Вот угроза казакам, которые с ним не пошли:
- .. еслив они будут супротивничать, мы весь городок в распыл пустим! Всех в Дон посажу! А Корнея на крюк повешу. Живого закопаю. (Шукшин В.М., Я пришёл дать вам волю, ЭКСМО, 2004 г., с. 354).
Корней – это реестровый атаман, который остался верен присяге и Державе и который не позволит Разину поднять Дон против Москвы и серьёзно повлиял на запорожского атамана Серко, чтобы тот не помогал Разину, которого тот сманивал в свои ряды. Серко остался верен Царю.
Роман показывает вечную внутреннюю борьбу между двумя казачьими тенденциями – державной и раскольничьей, которая не закончилась до сих пор. Но в романе Шукшин ставит однозначный приговор казачьей воровской вольнице Разина как самоубийственной программе. Это ясно показано в сценах личного банкротства Разина, когда он собственной рукой убивает самых верных. Самых преданных. Вот убийство Куприяна, который всего лишь принёс неласковую весть от шаха: «Коротко и нежданно хлопнул выстрел. Куприян схватился за сердце и повалился казакам в руки.
- Ох, батька, не … - и смолк Куприян.
Спепан сунул пистоль за пояс. Отвернулся. Стало тихо».
И после этого он куражась, заставляет всех праздновать: «Куприян, безвинный казак, ещё тёплый лежит, а тут – наливай! Наливай сам да пей, ели в горло полезет».
Третья драма Шукшина – это найденные корни своей фамилии. Шукшин словами своего предка - подложного «партриарха» говорит о своих корнях:
- А вот почесть мои родные места. Там вон в Волгу-то справа, Сура вливается, а в Суру – малая речушка Шукша … там и деревня моя была тоже Шукша.
Шукшин находит своего предка в самом неприглядном замысле Разина – подлоге. Разин формирует двух самозванцев – «царевича Алексея» и «патриарха». Так вот подложным «патриархом» оказался, видимо, предок Шукшина – мужик из деревни Шукша: «Особенно решительно выглядел Никон – огромный, с тяжелыми ручищами, с дремучей пегой бородой». И Разин идёт на обман:
- Сами знайте и всем говорите: ведем на престол наследного.
Этот момент очень важен, потому что роман открыл то, что тщательно скрывалось советской пропагандой – что Разин выдвинул самозванцев. Это не очень склеивалось в образе борца против царизма.
Роман заканчивается полным банкротством Разина, который, пустив море крови, не сумел создать ничего положительного. И разгром, который он учинил, привёл к тому, что он остался фактически один. Вот обращение к есаулу Ларьке, который из-за ревности убил другого сподвижника – «мужика» Матвея:
- … Нет у меня есаулов… Один остался, и тот живодёр. А выхода … тоже нет».
Разина арестовали реестровые казаки в Кагальнике.
Шукшин создал роман крайне поучительный, поставил не только много вопросов, но дал много ответов. Ответов, которые для него самого оказались трагическими.
В авторском завершении я скажу про себя: в романе я нашел, скорее всего, ответ на происхождение своей фамилии – от притока Волги – Болды. Так что с Шукшиным мы оказались этакими гидронимическими «родственниками».
Теги: Болдырев, Шукшин, казак, самозванцы.