главная



ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

АРКА – СВЕТЛА!

Печать

Опубликовано 11.11.2020 20:58 , Автор: Тулаев П.В. Категория: Мемориальная конвенция

Умер Олег Никанкин! Талантливый композитор, теоретик астромузыки, необычно одарённая и сложная личность с оригинальным мировоззрением.

Мне довелось с ним общаться достаточно близко, особенно в период зарождения русского международного журнала «Атеней», вместе с первым номером которого я выпустил диск избранных произведений Никанкина «АРКА-2000». (См приложение).

 

Вот что о нашем друге тогда было сказано, а скорее всего – написано им самим – на странице сайта «БЕЛЫЙ МИР»:

«Олег Викторович Никанкин — русский композитор, родился 30 апреля 1965 года. Живет и работает в Москве. Автор книг "Пособие для развития музыкальных способностей" и "Введение в астромузыку". В Институте прикладной математики им. Келдыша РАН в составе научно-исследовательской группы "Эйдос" разрабатывает алгоритмы перевода музыкального языка на язык образов, графики, текста, которые используются в создании новых музыкальных инструментов.

Никанкин не один год занимается изучением глобального архитектурного комплекса — археологического памятника древнеарийской цивилизации (типа "Аркаим") на Урале также известного под названием "Страна Городов". Выступает с лекциями по этой теме на различных конференциях и в учебных заведениях.

В 1999 году основал творческую студию "Арктида", в которой подготовил, записал и выпустил 4 компакт-диска сочинений. Современные компьютерные технологии органично переплетаются в его творчестве с традиционными методами композиции (альбом «Аркаим»). Большое внимание Олег Никанкин уделяет такой теме, как Гармония Сфер. Изучая этот феномен с математической точки зрения, он преобразует фрактальные соотношения, числовой ряд Фибоначчи, золотое сечение в различные выразительные средства музыкального языка и создает уникальные по своей гармоничности и мелодике произведения.

Композитор активно использует созданную им же технику полиметризации музыкальной ткани, обогащая тем самым музыкальный язык уникальными возможностями. Это позволяет по-новому отображать такие, например, природные явления, как движение планет в Солнечной системе («Полиметрия»). Музыкальные идеи он облекает в самые различные формы — от популярных песен до сложнейших полифонических произведений («Ключ-озеро», «Черно-белый альбом»). Пишет музыку на заказ — к театральным постановкам, фильмам, шоу-программам. Выступает с концертами, его произведения звучат на радио. Принимает участие в научно-практических конференциях, посвященным проблемам математики и музыки.

Более подробную информацию (где можно приобрести книги, кассеты, компакт-диски и др.) можно получить по понедельникам по телефону (095) 235-87-97».

По указанному телефону звонить уже бесполезно, потому что информация 20-летней давности, но я умышленно оставил текст неизмененным, что вы ярче почувствовали мимолетность нашего бытия.

Примерно в то же время вышла в свет упомянутая книга Олега Никанкина «Введение в астромузыку» (М.: Белые альвы, 2000, 96 с., илл.). Поскольку вы вряд ли будете её изучать, прочитайте хотя бы небольшую аннотацию ниже:

«Данная работа посвящена анализу методами теории музыки некоторых астрономических законов. В ней помещен исторический обзор исследуемой темы. Обсуждаются аспекты возникновения музыки как природного феномена человеческой деятельности, в контексте зарождения Единого Мира и решения проблемы части и целого (золотой пропорции). Рассмотрены основы музыкальной грамоты с точки зрения астрономии, астрологии и нумерологии. Проведен анализ основных музыкальных строев европейской музыки. Предложено несколько моделей озвучивания солнечной системы путем создания конкретных музыкальных образов.

В работе выявлены ранее не известные закономерности строения солнечной системы. Вычислена орбита Фаэтона, предполагаемой в прошлом планеты между Марсом и Юпитером. Обоснован новый 24-х ступенный музыкальный строй, как система, отражающая отношение характеристик планетных орбит.

Обсуждаются проблемы Гармонии и прикладные направления, которые могут быть реализованы, как лечебно-профилактические практики общего и специального назначения. Уделяется внимание вопросу единства всех выразительных средств музыкального языка.

Содержание книги:

1.         Предисловие

2.         Краткий исторический обзор

3.         О природе музыки

4.         О разных музыкальных строях современной европейской музыки

5.         Солнечная система с точки зрения Гармонии Сфер

6.         Построение музыкального гороскопа

7.         О методах проработки гороскопа

8.         О единстве выразительных средств. Мистериальная и медитативная музыка

9.         Заключение.»

В другом источнике я нашёл такой любопытный комментарий к той же книге:

«Искания Иоганна Кеплера не оставили равнодушным нашего отечественного исследователя Олега Никанкина, что и послужило толчком к появлению спустя каких-то четыреста лет после его немецкого предшественника книги "Введение в астромузыку".

К несомненным достоинствам книги следует отнести строго научный подход в сочетании с языковой легкостью подачи материала. В рамках этой брошюры читателю без обиняков предложено несколько моделей "озвучивания солнечной системы путем создания конкретных музыкальных образов". Но и этого мало! На основе закономерностей музыкальной гармонии автору удалось вычислить орбиту легендарной погибшей планеты Фаэтон, располагавшейся в относительно недавние времена между Марсом и Юпитером.

Не обойдена авторским вниманием и столь популярная сейчас наука астрология - в контексте опять-таки теории музыки, которая мыслится Олегом Никанкиным как проекция той же астрономии в сфере искусства. Глава, посвященная этой теме, так и называется "О методах проработки гороскопа посредством музыки", в которой помимо всего прочего представлен список наиболее известных композиторов последних четырех веков (начиная с Клаудио Монтеверди и заканчивая Андреем Эшпаем) в четком соответствии с их знаками Зодиака.

В завершении Олег Никанкин, вслед за Кеплером, приходит к выводу о возможности прямого физического воздействия на окружающий мир при помощи музыки: "Бесспорно, законы эволюционного развития, целостности, гармонии и единства являются универсальными для всех уровней Вселенной, поэтому полноценное и многофункциональное применение этих законов в музыкальной науке позволит раскрыть еще неизвестные потенциальные возможности этого великого искусства".

В кругу моих друзей многие были знакомы с Олегом, некоторые намного ближе, чем я. Они знают иные грани творчества этого незаурядного человека. Знают и его слабости. 

Наш общий приятель Сергей Николаевич Магнитов, выдающийся мыслитель и общественный деятель современности, уральский земляк композитора, написал о причине неожиданной смерти композитора следующее:

 «УМЕР НИКАНКИН. Ещё один борец против диктата Магнитова. От голода и алкоголя.

И что осталось? Осталось ТОЛЬКО ТО, ЧТО Я ЗАСТАВИЛ его сделать:

1. Гениальная рок-сюита АРКАИМ.

2. Гимн Холдинга ТАО.

3. Гимн Ключ-озера.

БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ ОТ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА!!!

Он превратился в ничтожество – начал аферить с криптой, морочить голову бизнесменам в интернете. НАСТУПИЛО ВЫРОЖДЕНИЕ! Это памятка и знак всем деградантам и аферистам. 

В 2017 году я пригласил его в Тюмень (там нужно было озвучить фильм о Тюмени), через Екатеринбург – зарабатывать на музыке вообще. Он мгновенно сделал несколько великолепных гимнов, был в форме. А потом начались капризы, тупые обвинения…  

Высылаю фото Никанкина в ЕКБ. 2017 год. Как видите, нет никаких признаков смерти. А сгорел как пыль».

Да, именно так: 3 ноября 2020 года в городе Тольятти «сгорел от алкоголя» потому что от голода в наше время не умирают, а 55 лет для здорового мужчины – это период расцвета творческих сил!

Последний раз я видел Олега Никанкина примерно год тому назад. Он искал в Москве заработок и временный приют для проживания. Композитор был в своём уме, но был заметно «поддатым» и выглядел, как несчастный бомж.

А ещё каких-то три года назад Олег вдохновил и уговорил меня написать план красивого проекта для цирковой программы, которую якобы заказал его давний приятель. Текст заявки, как и следовало ожидать, оказался невостребованным. Если желаете, ознакомитесь с ним эскизом:

Заявка на сценарий музыкального фильма

для концертного шоу «АРКАИМ» (30-45 минут).

Музыка Олега Никанкина. Сценарий Павла Тулаева.

 

АРКАИМ – это древнейшая цивилизация на территории России, расположенная на территории южного Урала. Там был внутренний конфликт между двумя силами, представленными в виде двух форм градостроительства. Арии, строившие круглые города, позже ушли в Индию. Их сородичи, строившие квадратные города, ушли в Персию, то есть современный Иран. Из них 15 колен разошлись по миру, а одно – русское, царское, осталось в том же регионе, на севере Евразии. Мы сохранили в своем наследии древнейшие пласты исконных знаний, в том числе о космическом Роде и его потомках. Наши астрологи знают, что созвездие Змееносца делит весь Зодиак в пропорции 2/3 к 1/3, что соответствует гармоническим принципам музыки. Эту традицию развивали орфики, последователи Орфея, великого фракийца. Они вместе со скифами составляли генетическую основу древней Руси.

В фильме будут звучать музыкальные сочинения Олега Никанкина, а также демонстрироваться мифологические и исторические образы из художественной коллекции Павла Тулаева.

Москва, декабрь 2017.

 

Как видите, от Никанкина осталось не только то, что его «заставил сделать Магнитов». И я уверен, что при желании можно собрать больше сведений.  Для такого виртуального памятника нашему современнику и другу я прилагаю аннотацию на упомянутый диск, символически открывший переход круга единомышленников в новое тысячелетие.

 

АРКА-2000

«Наконец-то записан на компакте сборник лучших сочинений Олега Викторовича Никанкина, современного композитора и математика, лидера группы «Арктида».  Пленки и диски с его музыкой, сочетающей компьютерную неоархаику и классику, ходят по рукам фанатов русского постмодерна. Особенно популярны фрагменты из его сюиты «Аркаим» в стиле «РА», звучавшей на фестивалях, концертах и по радио.

Никанкин записал уже четыре демо под маркой “Арктида”, каждый из которых отличается оригинальной концепцией и тональностью: “Аркаим”, “Черно-белый альбом”, “Ключ-озера”, “Полиметрия”.

Последний диск наиболее эвристичен и сложен по замыслу. «Полиметрия» сочинена на основе авторской музыкальной теории, изложенной в брошюре «Введение в астромузыку» (М.1999). Уже одной этой теории было достаточно для заочного присуждения Никанкину титула «магистра астрологии».

Более понятный для широкой публики “Черно-белый альбом” недавно заинтересовал дельцов музыкального бизнеса. Они купили его авторские права и приступили к полноценному промышленному изданию.

Проект “АРКА-2000”, предложенный Вашему вниманию, - ещё один качественный шаг на пути признания таланта современного русского композитора. Он представляет собой органичную композицию из 12 треков, составленную и отредактированную Павлом Тулаевым из отобранных им сочинений Никанкина.

В качестве увертюры на  диске звучит “Рассвет”(1), медленная медитативная мелодия, исходящая из глубин вселенской ночи. Она плавно переходит в ровный ритм, дающий начало движению. Тонус нарастает,  и трек “В путь”(2) приводит к экзотическим “Недрам”(3) картины, сочетающей  архаику Востока и электронику синтезатора.

Путь продолжается, и виртуальный путешественник попадает во “Вьюгу”(4), проницательную русскую вещь. На время мистика и бескрайность вселенских просторов отступают, и звучит бодрая “Игра топора”(5). Чей именно этот топор -  сибирских дровосеков или Даждь-Божий, ладящий мир? Немного разогревшись, мы устремляемся в “Полет”(6) и уносимся в неведомые миры с виртуозным ритмом барокко.

Когда полёт завершен, наступает неожиданный экзамен “Три в одном”(7). Слушателю предлагается сложная, сугубо интеллектуальная композиция, построенная на принципах многоголосия разного временного масштаба. Если экзаменуемый дослушивает вещь до конца, он получает представление о том, что такое полиметрия и фрактальность. Если слушателю не хватает терпения и он перескакивает на следущий трек, его ожидает освежающий своей простотой и элегантностью “Западный ветер”(8).

Проветрив мозги, мы снова погружаемся в русский космос, сумрачный и томительный. Как будто из преисподней звучат “Души забытые”(9), голоса с того света.

Самое тяжелое позади, и путешественник начинает “Путь домой”(10). Снова звучат жесткие ритмы ударных и бас-гитары, в которых слышна радость вечного возвращения.

Перед концом Пути еще один привал. Синтезатор излучает нежность органа и воспроизводит волшебные звуки “Колыбельной”(11).  Наступает ночь.

И снова из глубин бытия нарастает энергия Вечного Солнца. Это финал - “Православим”(12). Здесь уже ясно слышны интуиции нашего Наступления. Мощного и уверенного, как коловращение Вселенной.

Желающим я могу выслать бесплатно копию всех 12 аудиофайлов, а с другими музыкальными произведениями О.В. Никанкина можно познакомиться по ссылке: http://www.whiteworld.ru/s000110.htm

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция