А КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕ-ФАКТО В ГОРОДЕ, А ДЕ-ЮРЕ – НЕТ?

Печать

Опубликовано 14.11.2023 11:44 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Муниципальный кодекс

Принцип, что если предприятие работает в каком-то населенном пункте, то обязано должно участвовать в развитии и содержании этого населенного пункта, кажется очевидным. Действительно, предприятие потребляет местные воздух и воду. Его транспорт ходит по местным дорогам. В местную атмосферу сбрасываются промышленные и выхлопные газы. Работники предприятия пользуются муниципальным транспортом, гуляют в парках, их дети занимаются в домах творчества и т.д.
Однако всё гораздо интереснее. Где-то в 90-е я разговаривал с одним миасским предпринимателем среднего уровня. Он рассказывал, как он работает с местными властями. Оказалось, что всё делается исключительно по его доброй воле.
«Приходят ко мне из администрации и говорят: Владимир Егорович, надо помочь.
А я им говорю: Чего ради? Я в Озерске зарегистрирован. А здесь аренду собственнику здания исправно плачу. Какие ко мне вопросы?
Тут они начинают просить, типа принтер отремонтировать или еще что-то. Ну, я и соглашаюсь. Чего ссориться-то?»
Понятно, что мой товарищ несколько лукавил. Местные власти, при желании, всегда могут найти рычаги воздействия на предпринимателя. Так что воля была не вполне доброй, но, тем не менее, вопрос понятен. Работая в Миассе, зарабатывая в Миассе, этот предприниматель платил налоги в Озерске, где тогда была своеобразная «оффшорная зона». Все его участие в жизни города проходило исключительно на личных контактах и личных просьбах. Естественно, ни о какой регулярности или предсказуемости речи не было.
А недавно я в разговоре с одним из представителей власти уровня городского уровня я услышал фразу: «Когда пришел сюда [в администрацию] работать, то думал, что в бюджете денег не густо. Серьезных предприятий-то в районе по пальцам пересчитать … оказалось наоборот. У нас в районе находятся центральные офисы, налоги платятся по месту регистрации, так что наполняемость бюджета вполне приличная.
 
И если бы дело ограничивалось только малым и средним бизнесом? Навскидку я привел несколько крупных предприятий Челябинской области, указав место их официальной регистрации, и, следовательно место уплаты налогов.
 

Предприятие

Фактическое место нахождения

Входит в состав

Место нахождения головного офиса

Автомобильный завод «Урал»

Миасс

«Группа «ГАЗ»

Нижний Новгород

ЧСДМ (Завод им. Колющенко)

Челябинск

ООО «РМ-Терекс»

Москва

«ЧТЗ - УралТрак»

Челябинск

НПК «Уралвагонзавод» – 80% акций

Правительство Челябинской области – 20% акций

Н.Тагил

ЧМК (ЧМЗ)

Челябинск

ПАО «Мечел»

Москва

«Карабашмедь»

Карабаш

«Русская медная компания» (РМК)

Екатеринбург

«Кыштымский медеэлектролитный завод»

Кыштым

«Русская медная компания» (РМК)

Екатеринбург

Таким образом, мы видим, что находясь в городе, многие предприятия к городу в котором работают, в общем, отношения не имеют. Возникает целый ряд вопросов. Например: Из каких денег городской администрации приводить в порядок территорию, прилегающую к предприятию? Из каких денег финансировать общегородские мероприятия, в которых участвуют работники предприятия? Как вообще решать вопросы города с предприятием, которого де-юре в нем нет? Сейчас всё решается на уровне личных договоренностей. Но разве это правильно? Сменился собственник предприятия, сменился глава администрации города и всё нужно начинать заново.
 
Во времена СССР существовала практика, когда предприятию вменяли прилегающую территорию вместе со всей инфраструктурой, тем более, что как правила она формировалась на базе поселка предприятия. До сих пор сохранились названия «Медсанчасть ЧМЗ», Парк им. Тищенко. На самом деле в подавляющем большинстве случаев большая часть инфраструктуры, которая раньше обслуживалась предприятиями, не сегодняшний день предана в города, как «непрофильные активы». Я как раз застал времена, когда общежития Уральского автозавода передавались с баланса завода в город. Вернуть всё в прежнее состояние?
 
Есть иное предложение. Подчинить предприятие городу. Но как тогда сохранить управляемость с точки зрения производственных процессов и технологических циклов, то есть бизнеса, там, где зарабатываются деньги, из которых платятся налоги? Где гарантия, что производственные процесса не станут заложниками административных разногласий?
 
Вот проблемы, которые должны быть решены при разработке Муниципального кодекса.

Книги автора можно приобрести здесь.