главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

АВТОПОРТРЕТ

Печать

Опубликовано 11.01.2023 14:27 , Автор: С.Н. Магнитов Категория: Нонпенс


Недаром говорят, что бы художник ни создавал – изображал, пел, писал, - он воссоздает себя, свой опыт на бумаге, в музыке, песнях, холсте. Это всё автобиография, автопортреты, пережитые страсти, переданные часто в неожиданной аллегории. Ведь для возникновения образа достаточно мимолетного ощущения, вибрации пережитого – и рука уже тянется к кисти, струне, перу. 

 

Но самый трудный момент в том, а как сделать так, чтобы твой автопортрет стал портретом поколения, народа, страны? Как дать обобщение личного, чтобы никто не заподозрил в авторством эгоизме. Чтобы каждый увидел в картине и себя, свой опыт тоже.

 

Такое дерево называют кряж, а мужика, много пережившего, наработавшего много складок морщин, седин, мозолей, но молодого духом и жизнеспособного - кряжистым. В народе это понятие очень почетно: как правило, это мужик небольшого роста, который поработал не как для себя, которого потесала жизнь, обрубив многие желания и страсти, но который стоек по жизни и не собирается сдаваться.

Таков словесный портрет Василия Соловьева. Но таков его и аллегорический автопортрет, где кряж дерева говорит: я много пожил, многое прожил, многое видел, многое потерял, остался один как перст,  но – Солнце за нас и мы в деле! 

 

Настоящее искусство – искусство обобщения - это когда зритель говорит: это – про меня, про моего предка, про моего деда, про моё дерево – потому что оно такое же у меня тоже было! Но что сегодня может сказать этот Кряж человеку?

Я много и часто в своей жизни выкорчевывал пни. Это очень нетривиальная задача, когда нужно заниматься обрубанием корней, глубоко ушедших в землю. И почему-то пень всегда производил впечатление смерти, а кряж, который был часто ненамного выше, вызывал почитание. И вот я сравниваю Пень и Кряж – это разные миры: пень – про смерть, кряж – про жизнь.

Для меня эта картина – символ отказа от Идеологии Пня – пенсионного ожидания смерти: жить и работать, как молодой, отвергая покой.

Часто в лесах такие кряжи стоят уже сухие. Но они вызывают уважение даже после смерти: они стоят гордо, как мумии, касание к которым сразу обнажает под корой беснование червей и древоточцев. Мертвый Кряж говорит: я бился до конца.

У Соловьева – Кряж зеленеет. Да, ветвей немного, да, многие отпилены, – но жизнь пробивается сквозь застарелые раны и мозоли – и мы видим уже не жертву нацелившихся короедов, а сильного зверя, у которого последняя битва ещё впереди.  

Вообще эту картину можно как плакат размножать и позиционировать в пенсионных и социальных службах – как наущение: хватит пенсионствовать, хватит ждать полушку – бейся за рубль, у тебя всё впереди, ты ещё не всё показал о себе, ещё не всё сделал. И пусть тебя списывают с корабля современности, ты ещё с Солнцем – а оно за тебя!  

От такой картины рождается катрен: 

Солнце - не знает Пенсионства!

Получи - его Лучи!

Мастер-Кряж, - расклад не наш,

Но воля к Жизни в нас стучит!  

 

Вдохновляющие Аллегории не просто создать, чтобы не скатиться в пейзаж или этюд. Соловьев обладает удивительным мастерством персонализировать явление и делать его живым символом, выдирая его из жанровых ограничений, в данном случае пейзажа.

Натурсимволизм Соловьева – это очень мощное достижение художественной мысли. Выделить живой элемент внешнего мира и перевести его живописными методами в символ, несущий мощные смысла – стиль мастера. Ведь символ, как правило, искусственный конструкт, а поэтому «ручной», манипулятивный (то есть рукодельный) - Соловьев делает ставку на натурсимволизм – от природы.  

10.4.2023

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция