главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ГОГОЛЬ И КАТОЛИЦИЗМ?

Печать

Опубликовано 28.04.2022 21:03 , Автор: Болдырев А.В. Категория: Программа цензурион

После того, как стала понятна направленность сатиры Н.В. Гоголя против российского государства, возник вопрос источника такого отношения к государству собственной страны. Кроме того, возник вопрос источника дьявольщины, которая буквально плещет из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Здесь хотелось бы напомнить, что «Вечера …» это не только «Ночь под Рождество», где черт выведен комичным персонажем. Это не только «Вий», получивший широкую известность благодаря одноименному фильму, где блестяще сыграли Леонид Куравлев и Наталья Варлей. Это еще и «Страшная месть».

И если «Вий» ужасает на уровне жуткого вида нечисти и летающего гроба, то «Страшная месть» затрагивает человека на уровне родовых проклятий, на уровне страха за детей – это уже ужас на уровне инстинктов продолжения рода. В русской традиции такого нет. Наши волшебные сказки страшные, но не ужасные. Откуда это, а главное зачем?

 

Прямых ответов на эти вопросы нет, и едва ли найдутся. Но порассуждать, попробовать поискать отчеты мы можем. И здесь, скорее всего, нужно обратиться к мировоззрению, которое в те времена формировалось Церковью.

С формальной точки зрения особых вопросов нет. В официальной биографии Н.В. Гоголя сведений о его принадлежности к каким-либо конфессиям кроме Русской Православной Церкви нет. Умер в Москве, был отпет в православной церкви мученицы Татианы Московского Университета, похоронен на кладбище Данилова монастыря. В те времена с этим было строго. Церковь следила. Но, как говорится, есть нюансы.

Начнем с того, что дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя большинство биографов склонно считать, что он всё же был малороссом.

Территория Малороссии относительно незадолго до рождения Гоголя (и сейчас, к слову) представляла собой поле колоссальной битвы, где сталкивались (и сталкиваются) мир православный и мир католический. Причем битвы религиозные по своему накалу не уступали битвам военным. Одним из результатов стали религиозная чересполосица. Не будем также забывать и различные унии (Брестская, 1596; Ужгородская, 1646) и их результат - Греко-Католическую Церковь, где православный обряд сочетается с католическими догматами и подчинением Папе Римскому. Могло это всё повлиять на молодого Гоголя? – Исключать нельзя.

С мая 1821-го по июнь 1828-го Н.В. Гоголь обучался в Гимназии Высших Наук в Нежине. И директором гимназии был Иван Семёнович Орлай – личность весьма примечательная в рассматриваемом нами контексте. Рожденный в католической Австрийской империи, он обучался в католических гимназиях, а в 1788-м году поступил во Львовский университет, где слушал курсы математики, физики, технологий, естественной истории, всеобщей истории, философии и немецкой словесности. Напомним, Львовский университет не просто находился не территории католической Речи Посполитой, но был создан и контролировался Орденом Иезуитов, а до 1773-го года прямо подчинялся генералу ордена в Риме. Следующим этапом обучения стала Генеральная Иозефинская семинария (богословский факультет Пештского университета). В 1791-м году он приехал в Санкт-Петербург, где обучался медицине, но в 1794-м году он в Вене, где проживает до 1797-го года, после чего окончательно переезжает в Россию. Был ли И.С. Орлай агентом иезуитов – вопрос сильно открытый. Но факт его католического воспитания – вне всякого сомнения. Поэтому есть основания полагать, что кадры преподавателей, учебные программы подбирались директором Гимназии Высших Наук соответственно полученным им образованием, знаниями и навыками. Обратим внимание, что в конце 1820-х годов в гимназии возникли беспорядки и началось разбирательство дела о вольнодумстве некоторых профессоров, что послужило причиной её преобразования в 1832 году в физико-математический лицей. А сам И.С. Орлай закончил свои дни в 1829-м году в должности директора Одесского Ришельевского Лицея.

 

Наконец, последние 10 лет жизни с перерывами Н.В. Гоголь прожил в Европе, особенно полюбился ему Рим – центр католического мира, где католицизмом всё не просто пропитано, но перенасыщено. Возникает здравый вопрос: Почему номинально православному Гоголю было так комфортно в католическом Риме?

 

Таким образом получается, оснований отрицать католическое и, в частности, иезуитское влияние на Н.В. Гоголя у нас нет. Так может быть здесь стоит искать причины особенностей его творчества?

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция