главная



ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

АКУНИН УЕХАЛ. ЧТО ОСТАВИЛ?

Печать

Опубликовано 18.08.2015 09:10 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Программа цензурион

взгляд на произведения Бориса Акунина

 

Всем известно выражение «Ложка дегтя в бочке меда». Оно означает, что большое количество хорошего продукта может быть испорчено малым количеством инородного продукта.

Однако это относится к вещам очевидным. Деготь в меде заметен, и вся бочка не годится к употреблению. А если к меду подмешан не деготь, а искусно приготовленный яд? Причем в малой дозе. Подмешать больше – человек погибнет сразу, тут же найдут виновного, смертельная опасность для остальных станет очевидной. Зачем это нужно преступнику? Особенно, если стоит цель отравить не одного человека, а много людей. Тогда яд подмешивают немного, к действительно качественному и вкусному продукту. Тогда человек купит и выпьет еще, посоветует друзьям, родственникам, знакомым. Круг потребителей, а, соответственно, отравленных расширится. Яд будет накапливаться в организмах и со временем сделает свое дело. Но преступника уже будет трудно уличить, да и выручка от продажи лишней не будет. Жертва сама платит за яд, который её убивает, - пикантно, не находите? Яд в напитке убивает тело. А есть яд для души, для мыслей. Такой яд не затрагивает физическую оболочку, но искривляет сознание, заставляет по-иному смотреть на свою Родину, свою историю. Такими ядами убивают народы.

Не буду скрывать, мне нравится, как пишет Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) Запутанный сюжет, который держит интригу до самого конца, обилие подробностей, которые позволяют погрузиться в атмосферу эпохи, - Россию конца XIX века, а главное – замечательный русский язык. После низкопробной беллетристики 90-х Борис Акунин стал заметным и популярным явлением в российском не только книжном, но и вообще культурном мире. Его издают и переиздают, видные режиссеры снимают кино.

Рассматривать сюжеты детективов Акунина не вижу смысла. Отличная работа в детективном жанре, грамотная привязка и историческим фактам, это заслуживает внимания, но за рамками данной статьи. Гораздо более нам интересны герои романов.

Начнем с отрицательных, среди них попадаются весьма примечательные личности. Злодеи? Да, Но не лишены обаяния и вольно или не вольно, желают блага, хотя и не стесняются в средствах. Взять, хотя бы Анвара-Эфенди  из «Турецкого гамбита». Образован, воспитан, храбр, блестяще владеет оружием, в ипостаси журналиста д’Эвре просто душка. Косвенно становится известно, что в ипостаси Анвара-Эфенди он отличный администратор, способствующий прогрессу областей Турции, где ему доводится участвовать в управлении. Искренне предан идеалам светлого будущего для всего человечества и общечеловеческим ценностям. Благороден, прижатый к стене не стал убивать Фандорина и Варвару Суворову. А каков монолог, который он произносит в конце книги! Желающие могут без труда найти весь монолог, ограничимся лишь краткими  цитатами.

«Я имею в виду те страны, где человек понемногу учиться уважать себя и других, побеждать не дубиной, а убеждением, поддерживать слабых, терпеть инакомыслящих. Ах, какие многообещающие процессы разворачиваются на западе Европы и в североамериканских Соединенных Штатах! … Светлое пятно на карте планеты пока еще очень мало, но оно быстро расширяется. Надо только уберечь его от натиска тьмы.»

«Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации. Своими просторами, своим многочисленным, невежественным населением, своей неповоротливой и агрессивной государственной машиной.»

Свет на Западе, Россия – враг прогресса. Это сказано врагом. Согласен. Однако, во-первых, сказано и напечатано. Во-вторых, сказано врагом вызывающим определенные симпатии. Этот прием не нов, в 70-80-е годы в уста отрицательных героев вкладывали крамольные высказывания. Кто-то выслушает, да и отмахнется, а кто-то задумается. Вот и Анвара-Эфенди кто-то прочитает и забудет, а кто-то задумается.

В «Статском Советнике» на сцену выходит господин Грин (Григорий Гринберг). С одной стороны, террорист, убийца, не щадящий никого. С другой стороны, аскет, посвятивший себя Идее. Честный, благородный. Не ведающий страха, в одиночку остановил толпу черносотенцев, сначала уцелел, потом совершил побег с каторги. Такие как Грин при Советской власти попадали в учебники истории. Про них сочиняли романы и поэмы. Их именами называли улицы. С них брали пример пионеры. Кто-то почитает и задумается: «А ведь ради чего-то он отдал жизнь? Может, был в этом какой-то смысл?»

А кто противостоит Грину с другой стороны? Кто защищает Власть? Князь Пожарский. Личность совершенно неприятная. Если Грин поступает ради блага России, хоть и в извращенном понимании, то Пожарский служит и стране и карьере. На своем пути он не стесняется убийства, предательства, провокации. Не щадит ни врагов Трона, ни своих конкурентов по карьерной лестнице. Хотя, согласитесь, БГ (Боевая Группа) – хоть и провокация, но провокация грандиозная и гениальная. Да, он заботится о благе Отечества, но делает это такими методами, что возникает отвращение. Хорош и его высочайший покровитель, олицетворение Власти, Великий князь Симеон Александрович, который догадывался о «шалостях» своего подопечного, но считал их вполне допустимыми.

Кстати, о власти. В романе «Смерть Ахиллеса» правящие круги выступают заказчиками убийства генерала Соболева, причем настаивают, чтобы смерть всенародного любимца, героя Туркестана и Болгарии была позорной. Невольно возникает вопрос, а достойна ли такая власть, чтобы порядочные и благородные люди, подобные Эрасту Фандрину и поручику Смольянинову эту власть защищали?

Давайте теперь взглянем на главного героя детективной серии «Приключения Эраста Фандорина». Каков он, Эраст Петрович Фандорин? Высокий, по тогдашним меркам, брюнет с импозантными седыми висками. Физически развит, владеет восточными единоборствами. Успешен в карьере (в 35 лет статский советник – генеральский чин у гражданских чиновников). Щеголь, пользуется успехом у дам. Невероятно везучий в карточных играх и всем, что связано со слепой удачей. Джеймс Бонд XIX века, ни дать – ни взять. Чем не образец для подражания? Хочется подражать.

Но каков он внутри? Потомок иммигранта, приехавшего в Россию в поисках удачи, обрусев внешне, он не стал русским душой. «Пусть наши с вами соотечественники сначала отучатся от свинства и заслужат право носить звание г‑гражданина, а уж тогда можно будет и о парламенте подумать.», - так он заявляет в «Турецком гамбите» во время дискуссии о парламентаризме. Это о нас с вами, вот так-то. Россию он презирает, внутренне тяготится необходимостью жить в «этой стране», служить власти и постоянно мечтает уехать. Тем не менее, живет, состоит на службе у российских властей, получает зарплату рублями и весьма значительную, между прочим, ест русский хлеб. Несмотря на критическое отношение к своей стране и существующей системе ничего нового не предлагает.

Когда стакан заполнен вином, в него нельзя налить молоко. Если человек преклоняется перед японской культурой, черпает мудрость в высказываниях японских поэтов, укрепляет тело японскими гимнастиками, ему не воспринять родное, не проникнуться русским духом, не впитать соль Русской земли. Место уже занято. А значит, никогда не стать Русским. Значит, Россия навсегда останется для него «этой страной».

Попутно: Сомнительно, чтобы Эраст Фандорин мог приобщиться к тайному учению ниндзя. Почитайте книгу «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» Владимира Яковлевича Цветова. Главнейшая черта японского общества – жесткая клановость. Японцы живут семьями, общинами, в которые своих-то земляков допускают с трудом. Не говоря уж об иностранцах, тем более – европейцах. Это качество позволило Японии выстоять перед лицом португальской колонизации, её не постигла участь Америки. Благодаря этому качеству они пережили поражение во второй мировой войне и снова вышли в ведущие мировые державы. Так что попадание и обучение русского чиновника в тайном клане ниндзя – чистейшей воды вымысел автора.

Говорящий по-русски, Не русский по убеждениям и образу мыслей, – таков Эраст Фандорин. В принципе, он обычный российский либеральный интеллигент. Много читает, много рассуждает. Почитывает иностранную прессу, при Советской власти по ночам ловил бы по радио разные «Голоса». Критически настроен к родной стране, ведет крамольные разговоры в гостиной, - в XX веке роль гостиной перешла к кухне коммуналки или «хрущевки». Считает хорошим тоном хвалить всё зарубежное. Дурным тоном считает сотрудничество со структурами, охраняющими Государство. Мечтает уехать на Запад, где «сможет развернуться». Несмотря на критику во все адреса, часто справедливую, отдадим должное, ничего не предлагает взамен. «Не знаю как надо, но так жить нельзя.», - таков их лозунг. Критиковать – сколько угодно, предложить, а главное сделать что-то реальное – это не для них, высокий покой важнее. Для них Эраст Фандорин – свой человек.

Давайте из конца века XIX перенесемся в наше время. Кто вышел на Болотную площадь, кто критиковал власть. По оценке «Новой газеты». 81% собравшихся имели высшее образование, «…подавляющее большинство протестовавших — образованные люди. Это подтверждает тезис, что лишь тот, кто владеет объективной информацией о реальной ситуации в стране и способен ее всесторонне проанализировать, с большей долей вероятности станет выступать против происходящего. И с еще большей вероятностью следует предполагать, что раньше всех это сделают люди с высоким уровнем образования и свободным доступом к интернету…» Если коротко, то все лозунги болотной оппозиции можно свести к одному: «Так нельзя!». Без ответа на вопрос «Если не так, то как?». Эраст Фандорин, как российский кухонный либеральный интеллигент, живи он в наше время, несомненно, пришел бы на Болотную. Что, кстати, сделал его создатель Борис Акунин (Георгий Чхартишвили). В январе 2012 он стал одним из учредителей общественно-политической организации «Лига избирателей»

Теперь приведем два примечательных факта: 29 апреля 2009 года Борис Акунин стал кавалером ордена Восходящего солнца четвертой степени. Награждение состоялось 20 мая в японском посольстве в Москве.  Среди кавалеров ордена есть граждане России и СССР. Однако Японское правительство явно наградило Григория Чхартишвили не за личный героизм, как Всеволода Руднева – капитана легендарного «Варяга». Вклад Бориса Акунина в мировую культуру трудно сопоставить с вкладом Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа. 10 августа 2009 года за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией Борису Акунину была присуждена премия действующего под эгидой правительства Японского фонда. «Если тебя хвалит враг – значит, ты сделал глупость», - так сказал Август Бабель. Япония – наш давний и непримиримый враг на Дальнем Востоке. Островное государство, она по определению будет стремиться к ресурсам и территории Сибири и нашего Дальнего Востока. Ситуация вокруг Южных Курил, да и вся история XX века – прямое тому подтверждение. Поэтому, перефразируя выражение, зададим вопрос: «Если твой враг хвалит твоего подданного, то твой ли это подданный?»

Таким образом, нужно признать, произведения Бориса Акунина блестяще оформлены, имеют увлекательные сюжеты. Но вместе с тем несут в себе яды преклонения перед иноземным и презрения к собственной стране. Медленно, но верно эти яды разлагают сознание российского читателя, создавая благодатную почву для разного рода «оранжевых» поползновений.
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция