ГЛАВА 39. ЛОЖНОЕ ОСТРОУМИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Печать

Опубликовано 15.09.2019 13:01 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Программа цензурион

Сатиризм и юморизм идёт под грифом остроумия и является признаком интеллигентности как чувство юмора. Это любопытный ход – превращения процесса примитивизации в проявление ума. Да ещё и острого.
Откуда повелось сращивать сатиризм и ум, а затем интеллигентность – вопрос отдельный, остановимся на том, какую задачу это сращение играет.
Поскольку главным признаком ума и его главным качеством считается остроумие, ловкость словесных оборотов, привлекательность речи, то признаком интеллектуализма стало считаться краткость, броскость, ловкость, образность, метафоричность речи. Заметим – речи. То есть сатиризм и юморизм стали признаком умной устной речи – легкой по содержанию, необременительной по умственному весу, чтобы можно было не продолжать краткий разговор. Это было востребовано в элитных салонах, где жанр краткого, лёгкого необязательного, шутливого стиля был востребован. Нужно было обеспечивать общий стиль веселости, анекдотства, приятства, и постоянного перебора собеседников. Не погрешу против истины, если скажу, что это был древний стиль твиттерного общения. И в этом контексте колкости (от слова «колоть»), остроты (от слова «острие») стали главным жанром салонного общения. То есть сатиризм стал основой общения салонного общения – обменом острыми репликами, которые тонизируют разговор, придают ему динамику.   
Но именно этот стиль перешёл в интеллигентские круги других поколений. Говорить о несерьезном, потешать друг друга, глумиться над всем, остротничать стало непременным, более того, первичным, признаком интеллигентности. Это значит, что сатиризм как упрощение стал приёмом деградуирования касты. Каста жрецов была самая молчащая каста. Молчание и весомость каждого слова считалось признаком мудрости, а не сатиро-твиттная болтовня. Ныне наоборот. Интересным примером тому можно назвать судьбу Чаадаева, наставника Пушкина (от чего он отказался в будущем) и автора «Философических писем». Чаадаев выработал стиль ядовитого остроумца, недовольного всем. Он появлялся в салонах и только острил, но остался в истории для многих интеллектуалов как умник. Притом, когда я спрашиваю, а в чем глубина и ум «Философических  писем», никто мне путного ответа не дал. Пустое обвинение России, причем очень неквалифицированное, особенно с богословской точки зрения – он очень неумно вибрировал между протестантством и католичеством, - я перечитывал его несколько раз – с юности, и решительно ничего не обнаружил. Примитив. Профанация. Но остался умником и вольнодумцем. На чём? На стиле и негативности. Всё.  
Острота само по себе не является признаком ума. Острая игла очень ограничена по функции, прямолинейна, примитивна, мало по сфере применения. Это значит этот стиль рождает профанация и примитив как качество ума. С этого нужно начать дезувуирование острот, колкостей как непременных признаков ума и интеллигентности.  
Продолжить ликвидацию сатиризма как признака ума и интеллигентности можно с чёткого понимания того, что весь сатиризм, колкости, острота строятся только на поверхностном восприятии явления. Девушка пришла в салон, и пояс не попал в цвет воротничка – предмет остроты. Говорящий ошибся с ударением в слове – тоже предмет для остроты. То есть всё умствование кружит вокруг поверхностных несоответствий. Достаточно продолжать саму тему несоответствия, как шутки заканчиваются: А почему цвет пояса не соответствует цвету воротничка? - наступает паралич, на тебя смотрят на сумасшедшего, нарушившего негласный кодекс острого ума – колоть, но не углубляться. А ум, интеллект имеет как раз другую суть – углубляться, копать, охватывать, систематизировать, сомневаться.   
Но важно ещё то, что в этой среде примитивное остроумие считается признаком правдивости. Вообще негативность считается признаком проявления истины, правды, а остроумие – способом сорвать покров неправды. Формула обнажения, заключенная во фразе «а на самом деле …», считается признаком интеллигентского вольнодумства до сих пор.
Это надо дезавуировать и заключить, что остроумие и сатиризм является как раз признаком глупости, которая пытается выдать себя за ум. Те же, кто пытается знак равенства поставить между остротой и умом, тот просто выводится из разряда и касты и остаётся просто сатиристом и шутом.