главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

Вместо предисловия.

Печать

Опубликовано 08.11.2015 19:05 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"



Быкову Георгию Андреевичу 1913 года рождения,
красноармейцу 1192-го стрелкового полка, который
мог бы стать моим дедом, посвящается

 

Вместо предисловия.

 

Приходит время и каждый из нас выбирает профессию. Что помогает нам сделать правильный выбор? Да так, чтобы на всю жизнь? Пример или мнение родителей, традиции семьи или советы друзей, жажда познания мира или… случай? Одни выбирают раз и навсегда, другие, со временем, меняют свой путь, третьи, в очередной раз, достигнув определённой вершины в одном, возвращаются к началу и начинают движение вновь на другом поприще, и так всю жизнь.

Лето. Июнь. Кремлёвский Дворец Съездов. Шикарные девушки и элегантные, уверенные в себе юноши. Напутственные речи и со вкусом подобранная музыка. Кулинарные шедевры и платья от лучших портных. Шутки и смех. И телевидение. Одним словом – Бал. Президентский Бал выпускников. Приглашённые - лучшие из лучших. Элита. Весь мир перед их ногами. Выбор пути уже сделан, и документы разосланы по институтам.

Праздник в разгаре и журналист, в сопровождении оператора, идёт по залу с единственным вопросом к выпускникам: «Итак, школа позади. Куда дальше?». Молодые люди открыто и охотно отвечают. Здесь и будущие дипломаты, врачи и педагоги, адвокаты и промышленники, прокуроры и судьи, министры и строители. А вот и будущие президент страны с председателем правительства. Сотни профессий и ни одна без внимания. И вдруг… «Я буду танкистом»!

Фантастика? Мне хочется верить, что так может быть.

Шёл 1979 год. Военный городок 38-й гвардейской мотострелковой дивизии расположился на правом берегу реки Шилка. На окраине города Сретенск, Читинской области. Каждый день в парке боевых машин 279-го Барвенковского танкового полка шла плановая работа, по ходу которой появлялся и… металлолом. Его складывали здесь же, на территории парка, в специально отведённом месте. Случалось, металлолом сдавали по назначению - на переплавку. Сюда же затащили и списанный кран СПК-5 - много лет назад.

Я впервые увидел его осенью 1978 года, когда мы всей семьёй переехали к новому месту службы отца. Это был средний танк Т-34, на котором вместо башни на платформе кругового вращения установили крановое оборудование грузоподъёмностью пять тонн. Самоходный стреловой полноповоротный кран. Интересен был корпус базы крана – с прямоугольным люком в кормовом броневом листе. За время «вынужденного простоя» с беззащитной машины снимали и тащили всё, что, либо плохо лежит, либо легко снять или демонтировать.

Но вот что-то случилось (то ли очередная проверка вышестоящим штабом обещала быть более строгой, то ли план по сдаче металлолома не выполнялся, то ли ещё что-нибудь) - поступил приказ кран этот убрать в ремонтно-восстановительный батальон дивизии, а оттуда - «в печь».

«Операцию» решили провести во второй половине дня. Подогнали тягач, накинули тросы. Потянули. Кран упирался, с неподвижными гусеницами он несколько метров скользил вслед за тягачом. И вдруг, гусеницы «тридцатьчетвёрки» провернулись (с этого момента я не могу называть её краном!). Из выхлопных труб вырвались два сочных облака чёрного дыма, и… взревел двигатель!

Порвав нити буксирных тросов, слегка присев на корму, на глазах изумлённых офицеров и солдат танкового полка, она пошла. Весело чапая траками, неуправляемая «тридцатьчетвёрка», никого и ничего не задев по пути, по идеальной прямой преодолела поперёк территорию парка боевых машин. Завалила и подмяла под себя ограду, вышла на берег Шилки и остановилась. Топливо, каким-то чудом сохранившееся в её теле, закончилось. А оцепеневшие свидетели ещё некоторое время не могли сдвинуться с места.

Вечером того же дня об этом происшествии рассказал мне отец, Кононов Виктор Павлович, тогда заместитель командира 279-го танкового полка по технической части.

Прошло время. Мы уезжали в Киев весной 1981 года. Последнюю четверть 8-го класса средней школы я заканчивал уже не в Сретенске. Перед отъездом, через щель в ограде, известную каждому мальчишке в городке, я пробрался в парк рембата дивизии. И нашёл её. Открыл люк механика-водителя, забрался вовнутрь. Мы прощались часа два. Уходя, я соединил, разъединённые кем-то, тяги управления коробкой перемены передач и бортовыми фрикционами, и оставил её … «на передаче».

 

*          *          *

30 сентября 1992 года первый в установочной серии «Объект 188» («Танк Т-72Б усовершенствованный») вышел в пробеговые испытания, а уже 5 октября 1992 года, постановлением Правительства Российской Федерации №759-58, был принят на вооружение Российской Армии новый танк и разрешена продажа за рубеж его экспортного варианта. Перед принятием боевой машины на вооружение считалось, что в соответствии с её обозначением в официальных документах, танк выйдет в серию под индексом Т-72БУ, однако Президент России распорядился присвоить боевой машине собственное наименование - «Т-90» (С. Суворов. «Т-90. Первый серийный российский танк». Танкомастер / Специальный выпуск, 2008).

Спустя двадцать лет, по состоянию на 1 января 2013 года, Т-90, разработанный ещё в Советском Союзе, оставался единственным относительно новым танком, принятым на вооружение танковых войск Российской Федерации.

Отрадно, что в последние пятнадцать – двадцать лет полным ходом протекает интереснейший и крайне полезный для общественного сознания процесс: вышло немало, вполне объективных, книг о Сталине, его ближайших соратниках, о том тяжёлом, непростом и, безусловно, интересном времени (гораздо более интересном и сложном, чем многие десятилетия представляли нам сочинители басен и штампов). Не осталась без внимания и такая область отечественной историографии, как становление и развитие бронетанковой промышленности, разработка и совершенствование конструкций бронированных боевых машин. Поток информации огромен и, чего греха таить, нередко противоречив.

С целью разложить хотя бы часть этой информации «по полочкам» возникло желание максимально последовательно, используя только открытые и доступные источники, ещё раз пересказать историю советского танка (от модели к модели), избегая, при этом, каких-либо собственных выводов и максимально исключив какие-либо логические умозаключения прежних авторов, многих из которых искренне уважаю.

МОЯ МОНОГРАФИЯ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ БОЕВЫХ МАШИНАХ, НА КОТОРЫХ ДЕРЖАЛОСЬ И ДЕРЖИТСЯ ПОЛЕ БОЯ, СОЧЕТАЮЩИХ В СЕБЕ ПЕРЕДОВУЮ КОНСТРУКТОРСКУЮ МЫСЛЬ И САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, НЕСУЩИХ ПОБЕДУ СВОИМ ВОЙСКАМ И САМУЮ СТРАШНУЮ СМЕРТЬ СВОИМ ЭКИПАЖАМ, О ЛЮБИМЫХ «ЖЕЛЕЗЯКАХ», ИМЯ КОТОРЫМ – ТАНКИ

Продолжение следует.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция