Первые. (Фрагмент третий) |
Опубликовано 16.11.2015 08:00 | Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ" |
Согласно данным Советской военной энциклопедии по вопросу создания первых в Советской России государственных органов управления броневыми силами известно следующее (Том 8, с. 429, со ссылкой на Тинин А.Л. Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917-1920 гг.). – «Военно-исторический журнал», 1974, №12; цитируется с сокращением текста, но без сокращений в словах):
«ЦЕНТРОБРОНЬ, Центральный совет по управлению броневыми частями <…>, образован по приказу народного комиссара по военным делам в конце декабря 1917 (то есть, раньше, чем была создана Красная Армия – прим. автора) в Петрограде. Первоначально осуществлял руководство только автоброневыми частями, а с середины апреля и бронепоездами Красной Армии. До 15 июня 1918 подчинялся непосредственно наркомвоену, а затем начальнику Главного военно-инженерного управления РККА (ГВИУ). <…> 30 августа на базе Центроброни было образовано Центральное броневое управление (ЦБУ), которое вошло в состав ГВИУ. Совет Центроброни на правах совещательного органа при начальнике ЦБУ просуществовал до октября 1918».
Создание Управления всеми броневыми силами РСФР явилось следствием решения II Всероссийского броневого автомобильного съезда (2-го Броневого съезда), состоявшегося в Петрограде 20 декабря 1917 года. На Центробронь (оно же – Центральное броневое автомобильное управление), во главе которого стоял Совет Центроброни, возлагалось решение следующих задач: производство и восстановление броневой техники; формирование броневых частей, обеспечение их пополнением и снабжение военно-техническим имуществом; сбор броневого имущества и ремонтных средств, оставшихся от старой армии; подготовка кадров и контроль правильного боевого использования броневых частей в действующей армии.
Но всё, что сказано выше о создании Центроброни – это версия изложения истории из, сравнительно, недалёкого прошлого. В работах современных исследователей, и временные рамки иные, и задачи организации несколько шире. В настоящее время корректность содержания Советской военной энциклопедии в отношении даты образования Центроброни вызывает большие сомнения. Вот так представлена это же история, например, М. Барятинским и М. Коломийцем в монографии «Бронеавтомобили «Остин» (Бронеколлекция №1 – 1997, с. 23-24):
«20 декабря 1917 года открылся 2-й «Броневой съезд», депутаты которого в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все броневые части Русской армии. Съезд избрал исполнительное бюро, которое 31 января 1918 года (по старому стилю – прим. автора) распоряжением Совнаркома было преобразовано в Центральный совет броневых частей – Центробронь – для управления всеми броневыми силами <…> и создания красных бронеотрядов. С этой целью Центробронь занялся демобилизацией бронедивизионов и инвентаризацией их имущества».
В связи с последним, мне представляется наиболее корректной информация следующего содержания [123]: «Совет по управлению всеми броневыми частями <…> (Центробронь) был создан приказом Наркомвоена No.127 от 31 января (13 февраля) 1918 г. в составе Исполнительного комитета, избранного II Всероссийским броневым автомобильным съездом, Временной броневой коллегии и двух представителей от Главного штаба Красной гвардии. В его задачу входило руководство операциями, реорганизацией и демобилизацией всех броневых частей. Сначала подчинялся Наркомвоену, а с 15 июня 1918 г. (приказ Наркомвоена No.445) был включен в состав ГВИУ (Главное военно-инженерное управление - бывшее Центральное военно-техническое управление – прим. автора).
Затем, 30 августа 1918 года по приказу Наркомвоена Л.Д. Троцкого №832 Центробронь был преобразован в Броневое управление (Центральное броневое управление - ЦБУ)в составе ГВИУ (начальник – инженер-технолог Л.Е. Земмеринг). 11 марта 1919 года (по другим данным – 31 января) приказом РВСР №499 [124] ЦБУ реорганизовано в Главное броневое управление ГВИУ (Главбронь), которое уже 20 августа (по другим данным – 17 марта) переформировано в Броневой отдел ГВИУ (приказ РВСР №1332). 17 марта 1920 года при Полевом штабе РВС Республики было создано Управление инспектора броневых частей (начальник - Г.С. Котовский - не путать с однофамильцем-бандитом и, по совместительству, красным командиром). 16 мая 1921 года (по другим даны – 6 мая) - Броневой отдел (Главбронь) выделен в самостоятельное Центральное управление начальника бронесил ГВИУ (Управление начальника броневых сил) РККА с подчинением начальнику Штаба РККА, а по вопросам снабжения - Главному начальнику снабжений РККА (приказ РВСР №974/168). На него возлагались следующие задачи: формирование и боевая подготовка броневых частей; руководство и контроль выполнения производственных заданий по постройке и ремонту бронетехники заводами и мастерскими броневого ведомства; снабжение броневых частей техникой и специальным имуществом. Последнее «в 1922 году ликвидировано, а его функции передали отделу механической тяги артиллерийского управления» (М.В. Коломиец. «Бронеавтомобили Сталина. «Золотой век» бронемашин». - М: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2012). Однако … Артиллерийское управление появилось в Красной Армии 28 марта 1924 года (Приказ РВС СССР №446/96). До этого функционировало Главное артиллерийское управление (ГАУ КА). Функции же Управления броневых сил были переданы ГАУ КА согласно приказу РВС СССР №1657 от 19 июля 1923 года.
Вернёмся немного назад, в 1918 год. В то время из основных видов броневой техники наиболее многочисленным являлись бронеавтомобили. Главным источником пополнения парка бронеавтомобилей были ремонт и восстановление, организованные в специальных ремонтных мастерских бывшего запасного броневого автомобильного дивизиона в Петрограде, в Центральных мастерских при Сокольническом трамвайном парке в Москве, а также в ремонтных мастерских, созданных в Воронеже, Саратове, Царицыне и других местах (История танковых войск Советской Армии/под общей редакцией О.А. Лосика/Том первый, с. 42). Вот один из документов того времени (цитируется с сокращениями по сборнику «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 7-8):
«ПРИКАЗ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ БРОНЕВОМУ АВТОМОБИЛЬНОМУ
УПРАВЛЕНИЮ ОБ ЕГО СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ
№1 г. Москва 19 июня 1918 г.
Объявляется к общему сведению и руководству следующее распределение работы по Управлению всеми броневыми силами Российской Советской Федеративной Республики в Центральном броневом автомобильном управлении (Центроброни).
§ 1
Во главе управления стоит Совет Центроброни, который и получает все распоряжения от Народного комиссариата по военным делам. Как исполнительный орган распоряжений Совета при нем организовано: Исполнительное бюро, которое и ведает всеми отделами управления <…>. Броневое управление по своей работе распадается на шесть отделов. Во главе отделов будут поставлены соответствующие специалисты, а при них – комиссары из числа членов Совета.
§ 2
На заседании Совета Центроброни 13 числа сего месяца членами Исполнительного бюро избраны: комиссар Елин и т. Калугин, Евтихиев, Калинин и Земмеринг.
<…>
§ 6
При сем объявляется штат Ремонтных броневых автомобильных мастерских Московского района, находящихся в городе Москве по Известковскому переулку в гараже Ручкина:
Заведующий Мастерскими 1 ЦЕХОВАЯ СЛУЖБА
Комиссар 1 Бригадир по сборке 4
КАНЦЕЛЯРИЯ Автомобильный мастер 16
Делопроизводитель 1 Токарь 4
Бухгалтер 1 Фрезеровщик 1
Счетоводов 2 Строгальщик 1
Заведующий Столом заказов 1 Слесарь разметчик 10
Конторщик 1 Жестянжик-крыльщик 2
Машинистка-журналистка 1 Медник радиаторщик 2
Сторож 1 Кузнец 2
Мальчик рассыльной 1 Молотобоец 3
КЛАДОВАЯ Столяр-корпусник 2
Кладовщик 1 Маляр 1
Помощник Кладовщика 2 Обойщик 1
Закупщик-экспедитор 1 Сварщик 1
Конторщик 1 Электротехник 2
Слесарь-инструментальщик 1 Мальчик 5
Мальчик 2 ЕЗДОВЫЕ МАШИНЫ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОНТОРА Шофер 2
Сборочный мастер 1 Помощник Шофера 2
Токарный мастер 1 ОХРАНА
Табельщик 1 Сторож уборщик 3
Кочегар 1
Итого 87 чел.»
Важное место в системе броневой техники занимали, в то время, бронепоезда. К осени 1918 года в Красной Армии имелось 23 бронепоезда, к октябрю 1919 года их число увеличилось до 59, а к концу 1920 года в составе броневых сил насчитывалось 105 бронепоездов (История танковых войск Советской Армии / под общей редакцией О.А. Лосика / Том первый, с. 43). До середины 1918 года бронепоезда для Красной Армии создавались на различных заводах и в железнодорожных депо кустарным способом, без каких-либо единых проектов. Большое разнообразие конструкций первых советских бронепоездов создавало большие трудности, как в их боевом использовании, так и в материально-техническом обеспечении. 5 декабря 1918 года исключительное право бронирования бронепоездов, катеров и автомобилей, а также капитальный и средний ремонт блиндированных паровозов и площадок были переданы Центральному броневому управлению (приказ РВСР №333). В следующем, 1919 году, была предпринята попытка организовать на Путиловском заводе производство гусеничных бронемашин. Однако строительство новых образцов встретило большие трудности. Отсутствие необходимых материалов, знаний и опыта в области конструирования и технологии производства не давали возможность развернуть эту работу в сколько-нибудь значительных масштабах.
Продолжение следует.