Первые. (Фрагмент четвертый)

Печать

Опубликовано 20.11.2015 08:00 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"

В том же, 1919 году, в составе броневых сил Красной Армии появились … ТАНКИ.

Военный энциклопедический словарь (ВЭС, М.: Воениздат, 1983) на странице 728 предлагает нашему вниманию следующее определение этой машины: «ТАНК… гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. Боевые свойства Танка: огневая мощь, броневая защита, высокая подвижность, способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения». Обратите внимание, что в этом определении наличие вращающейся башни, как одного из основных элементов конструкции ТАНКА, не оговаривается вовсе.

Современное же определение несколько отличается: «ТАНК…, полностью бронированная гусеничная боевая машина высокой проходимости с мощной пушкой обычно во вращающейся башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой» (МО РФ, Институт военной истории, Военный энциклопедический словарь в двух томах / под редакцией А.П. Горкина.  М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001, Том II, с. 627). Таким образом, признаками, по которым боевая машина может быть названа ТАНКОМ, в современном представлении, являются: наличие гусеничного движителя, полное бронирование, мощная пушка, обычно установленная в башне, высокая проходимость и способность вести стрельбу в основном прямой наводкой. Как понимать выражение мощная пушка и где в новом определении место для… пулемётов?

По-моему, предыдущее определение было более взвешенным.

Принято считать, что советское танкостроение началось с выпуска в 1920 – 1921 годах на заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород) серии из 15 танков «Рено-Русский». Формально это действительно так, тем более что советские танки были скопированы с французского прототипа с известными отступлениями.

В марте 1919 года солдаты Второй Украинской Советской армии в бою с войсками Добровольческой армии генерала Деникина (с греческими частями у станции Берёзовка) захватили под Одессой два французских лёгких танка «Renault» FT.17. Летом 1919 года по рекомендации В.И. Ленина Совет военной промышленности принял решение об организации производства аналогичных машин, а осенью трофейный «Renault» FT.17 был доставлен на Сормовский завод (город Нижний Новгород) [2]. Эталонный танк прибыл на завод 29 сентября 1919 года «в трёх крытых вагонах в разобранном виде». Осмотр, присланного Москвой, образца обескуражил заводчан. Мало того, что машина прибыла без, каких бы то ни было, документов и спецификаций — сам танк доехал до завода «не целиком». Часть деталей была попросту украдена, причём, как в Москве, пока танк стоял в гараже, так и в пути (М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. «Танки Гражданской войны». - М.: М-Хобби. Армада, 14-1999). Помимо деталей подвески и корпуса танка, отсутствовали и такие важные элементы конструкции, как коробка перемены передач и ряд деталей двигателя, что сулило заводу колоссальные трудности. С 12 октября по декабрь 1919 года конструкторы завода во главе с Н.И. Хрулевым и Ф.И. Нефёдовым всесторонне изучили танк и разработали чертежи машины. Конструкторам завода пришлось не просто скопировать машину, но и восстановить в чертежах недостающие узлы. Для этого на заводе организовали специальную конструкторскую бригаду (инженеры Г.К. Крымов, В.А. Московкин, П.И. Салтанов и Спиридонов). Кроме того, на помощь инженерам-сормовцам с Ижорского завода (город Колпино, сейчас в административных границах Санкт-Петербурга) была направлена «группа брони», состоявшая из четырёх инженеров под руководством инженера-технолога Артемьева. Задача разработки моторно-трансмиссионной группы была возложена на завод АМО в Москве [3], которому было поручено «подогнать» двигатель «FIAT», для изготовления которого у завода имелась соответствующая оснастка, под габариты двигателя, стоявшего на эталонном танке Renault FT.17. Для осуществления «подгонки» на московском заводе АМО была сформирована особая конструкторская группа в составе пяти конструкторов - чертёжников под руководством инженеров Пилоунковского и Калинина, причём последний назначался «ответственным за моторный агрегат» нового танка.

1 ноября 1919 года в целях координации действий заводов-изготовителей агрегатов танка, при Совете военной промышленности была создана специальная комиссия. Помимо указанных выше русских инженеров, в её состав вошли два специалиста из Франции — инженеры Дем и Розье, ранее работавшие на заводах «Renault» и сочувствовавшие советской власти, при этом Розье было поручено «изготовление всех чертежей и данных для нового танка». В конце ноября 1919 года для облегчения копирования недостающих деталей Сормовскому заводу через завод АМО по личному распоряжению В.И. Ленина были отправлены два автомобиля «Renault», «тяжелого» и «облегченного» типов (М. Свирин. «Броня крепка. История советского танка. 1919–1937»). Общее руководство работами по проектированию и изготовлению танков осуществляло Главное броневое управление Главного военно-инженерного управления (ГВИУ) РККА, являвшееся заказчиком работ. Непосредственно на заводе за работами наблюдал комиссар Совета «Центроброни» [3] И.Х. Гаугель, который, правда, имел склонность решать возникающие в ходе работ проблемы при помощи ненормативной лексики и личного «маузера», чем нередко мешал рабочему процессу.

С октября по декабрь 1919 года специальная бригада конструкторов выполнила около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Интересно, что многие из них тут же воплощались «в металле» (правда, из низкосортной стали) и корректировались «по месту» в корпусе эталонного танка.

К середине ноября заводы Путиловский, Ижорский и АМО получили заказы на вооружение, бронекорпуса и моторно-трансмиссионные группы соответственно. В конце 1919 года инженер Ф. Нефёдов разработал маршрутную технологию изготовления танка. Тогда же завод приступил к непосредственному изготовлению деталей танков, хотя окончательно маршрутная технология была утверждена только в марте - апреле 1920 года. Танки собирали в дизельном цехе Сормовского завода. Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО - двигатели.

31 августа 1920 года был выпущен первый образец, который получил собственное имя «Борец за свободу товарищ Ленин».

1 сентября 1920 года комиссар «Центроброни» И.Х. Гаугель послал в Москву телеграмму следующего содержания:

«Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка…».

А 1 декабря 1920 года в своём письме на имя В.И. Ленина о постройке первого танка сообщил Совет военной промышленности. К этому письму Совета была приложена «Краткая справка об изготовлении первого танка» (фото 6), в которой приводилась его характеристика: вес в боевом порядке 7 т, команда 2 человека, мощность двигателя 34 л.с., скорость 8,5 км/ч, вооружение 37-мм пушка ГОЧКИСА, запас снарядов около 250 штук, броневая защита 8-16 мм, запас хода 60 км, среднее удельное давление на грунт 0,4 кг/см², максимальный преодолеваемый подъём 38°, клиренс 0,42 м.

В целом «Рено-Русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный лёгкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя, помещавшегося в передней части корпуса, и командира-стрелка, размещавшегося в башне стоя на полу танка или полусидя в брезентовой петле.

Танк имел корпус коробчатой формы, собиравшийся из катаных броневых листов толщиной от 6 до 16 мм на каркасе при помощи заклёпок. Восьмигранная башня имела каркасную структуру и толщину броневых листов 22 мм. Бронирование обеспечивало удовлетворительную противопульную защиту. При этом лобовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами к вертикали. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели. При этом с мест членов экипажа обеспечивался достаточно хороший обзор местности, кроме того, непростреливаемое («мёртвое») пространство в направлении движения танка было очень небольшим.

В процессе производства выпускались машины с двумя вариантами вооружения. Артиллерийские танки (четыре единицы) вооружались 37-мм пушкой системы Hotchkiss с плечевым упором, устанавливавшейся в маске в лобовом листе башни. Восемь машин имели смешанное пушечно - пулемётное вооружение, при этом 8-мм пулемёт Hotchkiss устанавливался в шаровой установке («шаровом яблоке») в правом бортовом листе башни. Боекомплект танка состоял из 250 унитарных артиллерийских выстрелов к пушке и 2700 – 3000 патронов к пулемёту. Три танка были выпущены без вооружения, очевидно, в качестве учебных.

На «Рено-Русском» (по другому «Танк М» или «Танк КС», то есть «Красное Сормово») устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34 л.с., позволявший танку двигаться с максимальной скоростью до 8,5 км/ч. Силовой агрегат располагался продольно в кормовой части корпуса и был направлен маховиком в сторону передней части. Система зажигания - от магнето. Пуск двигателя производился из боевого отделения при помощи специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи - пусковой рукояткой. Механическая трансмиссия состояла из конического главного фрикциона сухого трения (сталь по коже), 4-ступенчатой коробки перемены передач (КПП), бортовых фрикционов с ленточными тормозами механизмов поворота и 2-ступенчатых бортовых передач. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из девяти опорных катков, семи поддерживающих роликов, направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего расположения и крупнозвенчатой гусеничной цепи. Поддерживающие катки (кроме заднего) были подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами, прикрытыми броневыми листами. Гусеничная цепь - крупнозвенчатая цевочного зацепления шириной 335 мм, состоявшая из 32 траков.

Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость. Для преодоления рвов и эскарпов в кормовой части корпуса был установлен съёмный кронштейн - «хвост». С «хвостом» машина преодолевала ров шириной до 1,8 метра и эскарп высотой до 0,6 метра, валила деревья толщиной до 0,25 метра, не опрокидывалась на подъёмах до 38° и при кренах до 28°. Минимальный радиус поворота равнялся ширине колеи машины (1,41 м).

Всем пятнадцати танкам «Рено-Русский» были присвоены собственные имена – это, уже упомянутый, «Борец За Свободу тов. Ленин», а также (по порядку) «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «?», «Буря», «Керчь», «Победа». Стоимость 15 танков в ценах тех лет составила 93 150 000 рублей, причём без стоимости вооружения (М. Свирин. «Танковая мощь СССР»).

Продолжение следует.