Первые. (Фрагмент пятый)

Печать

Опубликовано 24.11.2015 08:00 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"

Вместе с оригинальными лёгкими Renault FT.17, английскими танками Мк.V, Mk.A «Whippet» и Мк.В (в Красной Армии были названы соответственно «Риккардо» и «Тейлор»), захваченными на фронтах Гражданской войны, они состояли на вооружении Красной Армии вплоть до конца 1920-х годов. Однако ни в каких боевых действиях не участвовали. Ещё в ходе производства была предпринята попытка улучшения динамических характеристик «Рено-Русского» за счёт установки «усиленной 4-й передачи» в КПП и «увеличенной бортовой передачи». Для проведения испытаний был соответствующим образом переоборудован танк №7 «Красный Борец», получивший в результате номер 7с («скоростной»). Предполагалось, что скорость переоборудованного танка будет выше максимальной скорости базовой машины на 4,4—4,7 км/ч и составит около 12,5 км/ч.

17 февраля 1921 года комиссар Центроброни И.Х. Гаугель сообщил в ГВИУ РККА о готовности танка номер 7с для испытаний. Для присутствия на испытаниях в Нижний Новгород прибыл конструктор бронеотдела ГВИУ Сотьянов. Испытания проводились в конце февраля - начале марта 1921 года, и в целом оказались… неудачными. При штатной работе двигателя на 1400 об/мин «скоростной» танк развил скорость движения лишь 8 - 10 км/ч, причём испытывавшийся параллельно для сравнения базовый «Рено-Русский» №6 «Карл Либкнехт» легко догонял «скоростной» танк посредством кратковременного увеличения числа оборотов мотора до 1800 - 2000 в минуту. Двигатель скоростного танка испытывал большие нагрузки, что ощутимо снижало надёжность машины. Во избежание выхода «скоростного» танка из строя, бортовая передача с него была переставлена на танк №6 (при этом улучшенная КПП осталась на танке №7).

На повторных испытаниях танки №6 и №7 смогли развить скорость 10 км/ч при оборотах 1400 - 1600 в минуту. По итогам испытаний заводская комиссия во главе с конструктором Сотьяновым признала эти показатели максимально достижимыми для данного силового агрегата. Предполагалось переоборудовать усиленными бортовыми передачами все танки «Рено-Русский», однако выполнено это не было. Весной же 1921 года, после изготовления последнего танка «Рено-Русский», рабочие Сормовского завода капитально отремонтировали и передали государству всё тот же эталонный Renault FT.17 №138М. Известно, что в мае 1921 года он использовался на заводе в качестве трактора (М. Свирин, А. Бескурников. «Первые советские танки». М.: Армада, №1-1995).

Весной 1922 года два «Рено-Русских» планировалось использовать в борьбе с повстанческими группировками в районе средней Волги, однако начавшийся ледоход заставил военных отказаться от этой идеи.

В 1927 году специалистами Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА и Флота [4] был разработан комплект телеаппаратуры (дистанционного управления) для танка «Рено-Русский», однако данные об испытании этой аппаратуры на танках отсутствуют (А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов. «Отечественные бронированные машины, ХХ век, Т.1, 1905-1941». М.: Экспринт, 2003). После 1924 года танки «Рено-Русский» стали один за другим постепенно выходить из строя. Используя детали списанных трофейных танков Renault FT.17, в 1926 году удалось отремонтировать 8 боевых машин. Отремонтированные машины до 1929 года состояли на вооружении частей Ленинградского и Московского военного округов.

Официально танк «Рено-Русский» был снят с вооружения весной 1930 года, однако сразу танки в переплавку не пошли. Согласно «Справке о наличии танков старых систем» (М. Коломиец, С. Федосеев. «Лёгкий танк Рено FT.17». - М.: «Стратегия КМ». Фронтовая иллюстрация, №1-2004), составленной Управлением механизации и моторизации (УММ) РККА немногим менее года спустя, по состоянию на 30 января 1931 года, все 15 «Рено-Русских» ещё имелись в наличии:

«Рено-Русский»: 1. Бронекомандные курсы — 1 шт., 2. Гражданские ВУЗы — 9 шт., 3. 2-й танковый полк — 1 шт., 4. Военно-техническая академия — 2 шт., 5. Орловская танковая школа — 1 шт.,  6. ЦЛПС — 1 шт. Всего — 15 шт. (с вооружения сняты).

В течение нескольких последующих лет эти машины были выведены на базы хранения и постепенно разобраны. В соответствии с аналогичной проверкой в марте 1938 года, ни одного «Рено-Русского» в наличии уже не имелось.

 

Гаугель Иван Христианович (1880-1933) - комиссар Центроброни. Родился под Одессой (Украина), в семье портного. Служил на Черноморском флоте. Участник восстания на крейсере «Очаков» (1905). В Первую мировую войну был мобилизован во флот. В гражданскую войну – командир бронепоезда. Представитель Центроброни на Сормовском заводе. Отличался особой способностью к ведению переговоров со смежниками - при всякой конфликтной ситуации просто сажал того, кого он считал саботажником, в кутузку, и держал там, пока ни находилось решение, устраивавшее всех. Именно Иван Христианович «пробил» в Центроброни распоряжение о премировании отличившихся работников дополнительными пайками. С лета 1920 года начали выплачивать и повышенное денежное содержание инженерно-техническим работникам. Умер после тяжёлой болезни. В 1971 году Пионерский переулок в Сормовском районе города Горький (ныне Нижний Новгород) был переименован в улицу Гаугеля.

 В целом, лёгкий танк «Рено-Русский» (другие наименования - «Танк КС» или «Танк М») являлся современной для 1920-х годов боевой машиной. По своим тактико-техническим характеристикам танк не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию – превосходил его. Этот танк впервые в мире был оснащён смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне. Однако общая слабая готовность промышленности к подобным изделиям и относительно высокая стоимость обусловили очень ограниченное производство и использование этой боевой машины.

Главная заслуга «Рено-Русского» заключается в том, что он был первым советским танком. Опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных боевых машин типа МС-1 (Т-18).