Первые. (Фрагмент шестой)

Печать

Опубликовано 28.11.2015 08:00 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"

 

 

Следует сказать, что первые проекты танков в молодой Советской Республике были рассмотрены ещё в 1918 году. Это, во-первых, «вооруженный пушкой и пулеметом бронированный трактор Шаманова», а также «вездеход-пулемет Сотьянова». К сожалению, подробностей об особенностях их конструкции никому найти не удалось.
В начале 1919 года инженер Максимов подал на рассмотрение военной комиссии два проекта «вездеходного бронированного пулемета». Первый предусматривал создание машины массой 2,6 т [5] с двигателем «Fiat» мощностью 40 л.с., защищённой бронёй 8-10 мм и вооружённой пулемётом «Кольт» (Colt) или «Максим». Единственный член экипажа размещался, сидя в кормовой части машины позади мотора. Расчётная скорость движения - около 17 км/ч.

Второй вариант, больше известный под названием «Щитоноска» («вездеходная щитоноска»), был по основным параметрам аналогичен первому, но водитель-пулемётчик должен был располагаться лёжа, что позволяло уменьшить габариты по высоте и снизить массу до 2,25 т. Двигатель типа «Fiat» в этой машине предполагалось расположить в кормовой части. Для движения своих боевых машин на местности инженер Максимов предлагал использовать тросовые гусеницы, по конструкции подобные гусеницам А. Кегресса. Известно изображение второго варианта машины Максимова, которое не вполне соответствует описанию, но иных, к сожалению, пока не найдено. Ни один из этих проектов реализован не был. Очевидно, Центробронь отклонила их в виду сложности одновременного управления и ведения огня одним членом экипажа. К тому же, Красная Армия в 1919 года получила прекрасную возможность познакомиться с трофейными танками Renault FT.17 французского производства, обладавшими гораздо лучшими боевыми качествами. Удивительно, но в 1940 году на испытательный полигон выйдет образец отечественной бронетанковой техники очень похожий по своей конструкции на «вездеходную щитоноску» Максимова …

2 ноября 1919 года в газете «Известия Народного комиссариата по военным делам» были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. В конкурсе мог принять участие любой желающий. В 1920 году специалисты Главного броневого управления ГВИУ подвели итог первого конкурса. Всего было рассмотрено 12 проектов конструкторских коллективов и изобретателей-одиночек. Первую премию присудили проекту Ижорского завода, известному под названием «Теплоход AM» (по М. Свирину, а по М. Коломийцу – «Теплоход АН»). Особенностью этой машины, разработанной корабельным инженером Г.В. Кондратьевым, было то, что конструкция её корпуса была подобна кораблю со шпангоутами на кильбалке, к которым на заклёпках крепились броневые листы толщиной полдюйма (1 дюйм = 25,4 мм). Броневые листы крепились с обеспечением герметичности стыков, и, по заверениям конструктора, указанная боевая машина должна была плавать, и, наряду с прочим оборудованием оснащалась якорем и водооткачивающим насосом, а в туннеле корпуса располагался трехлопастный винт сравнительно большого диаметра. «Согласно проектных данных танк АН должен был иметь массу 12 т (по М. Свирину - 10 тонн – прим. автора), оснащаться двигателем «Фиат» мощностью 70 л.с. и расчетную скорость до 9 км/ч» (М. Коломиец, «Маневренные танки СССР Т-12, Т-24, ТГ, Д-4 и др.» - Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2014, с. 6). В 1921 году по этому проекту на Ижорском заводе было начато изготовление двух прототипов. До окончания 1922 года собрали корпуса (и те не полностью). Ни моторов, ни механизмов заводом получено не было. На достройку машины требовалось около 40000 рублей, которых у «армейского» ведомства не было. Не заинтересовались предложением достроить эту машину и представители «морского» ведомства. В 1923 году, после расформирования Главного броневого управления, работы над «Теплоходом АМ» были прекращены (по другим данным - работы по теме танка АН  были прекращены в 1924 году по распоряжению Артиллерийского управления РККА).

В 1922 году прошёл второй открытый конкурс на разработку лучшего проекта танка. Теперь особо оговаривалось, что для питания двигателя танка должен был применяться… керосин, так как бензина в стране не хватало. Было рассмотрено семь проектов, но лучший определен не был.

В 1923 году, на одном из первых заседаний Главного Управления Военной промышленности (ГУВП) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР была принята такая программа работ:

«1. Осознать и систематизировать опыт, который имеется у нас сегодня.

2. Отработать материалы по ним и готовить кадры танкистов.

3. Изучить танкостроение…

4. Начать разработку новой экспериментальной модели танка…».

6 мая 1924 года начальник ГУВП П.А. Богданов утвердил специальное положение о создании Технического (Танкового) бюро (Т-бюро) [73], которое возглавил С.П. Шукалов [8]. Для организации  работы бюро с Путиловского, Ижорского, Обуховского заводов, Ленинградского Арсенала и Артиллерийского управления РККА на срок от двух до шести месяцев привлекались наиболее опытные и способные конструкторы. Вскоре в бюро для рассмотрения поступил проект «бронированного автопоезда Лапперта», носящего громкое имя «Большевик». Автопоезд представлял собой три бронированных вагона, соединенных шарнирными связями и положенных на широкие гусеничные ленты вместо рельсов. Шарнирное соединение вагонов, по мнению автора проекта, должно было обеспечить танку хорошую проходимость на изрытом воронками поле боя. Средний вагон предназначался для размещения силовой установки из двигателя от подводной лодки и баков с топливом (тип двигателя и топлива не указаны). Первый и последний вагоны - боевые платформы, в которых размещались люди, посты управления и вооружение. Вооружение «Большевика» состояло из двух 76,2-мм противоштурмовых пушек, установленных во вращающихся башнях, и восьми пулемётов «Максим», обеспечивавших круговой обстрел. Бронирование состояло из броневых листов толщиной 1 - 2 дюйма, соединенных бронеболтами. Для доставки боевой машины, имеющей расчётную боевую массу около… 200 т (точнее – 13 тысяч пудов!), на большие расстояния автор предусмотрел возможность «переобувания» танка с гусениц на железнодорожные колёса (при этом гусеницы и катки к месту боя должны были перевозиться на облегчённой железнодорожной платформе, прицепляемой позади танка-поезда). Проект был рассмотрен, и С.П. Шукалов написал вполне здравое заключение:

«В настоящее время считаю нецелесообразным рассмотрение любых проектов больших танков, так как возможности промышленности позволяют изготовление боевых машин преимущественно малого или среднего типа…».