Первые. (Фрагмент седьмой) |
Опубликовано 02.12.2015 08:00 | Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ" |
К 1920 году сбылась мечта всех революционеров, когда-то могучей, Российской Империи – «Старый мир» был разрушен. До основания. А заодно разрушена и российская промышленность. Три года Гражданской войны, экономический и социальный кризис, захлестнувший Советскую Республику в 1920 - 1921 годах, политика «военного коммунизма» привели экономику страны к полному развалу.
Предприятия либо закрывались, либо влачили жалкое существование. Так, 28 января 1918 года закрылся Обуховский сталелитейный завод в Петрограде, в техническом отношении принадлежавший к числу наиболее передовых предприятий России. В это же время фактически остановился Путиловский завод - крупнейшее железоделательное и машиностроительное предприятие страны. Закрылись и многие другие заводы. Общий объем промышленного производства сократился почти в 7 раз. Транспорт был разрушен [6]. Особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были превращены в руины многие шахты и рудники. Наблюдался массовый исход квалифицированных рабочих (до 60% на предприятиях Петрограда, 50% - Москвы, до 90% на ряде предприятий Урала). В это время надеяться на массовое производство таких сложных изделий машиностроения, как танки, не приходилось. Даже на относительно благополучном Сормовском заводе в Нижнем Новгороде программа выпуска всего пятнадцати танков «Рено-Русский» выполнялась, мягко говоря, медленно. Начали сборку в июле 1920 года, а закончили в мае 1921 года – одиннадцать месяцев. Но в тех условиях и это было подвигом.
В основу организации бронеавтомобилей и танков периода гражданской войны была принята отрядная система. Организационно штатная структура автомобильных броневых отрядов вначале была чрезвычайно разнообразной (в литературе встречаются даже два различных сокращения - АБО либо А-бо – прим. автора). Ввиду отсутствия единых штатов и табелей отряды, особенно формируемые на местах по собственной инициативе, отличались друг от друга, как численностью личного состава, так и количеством боевых и вспомогательных машин, вооружения и другого военного имущества.
Следует отметить, что уже в январе 1918 года при Совете «Центроброни» была открыта запись добровольцев. В броневые части направлялись наиболее политически сознательные рабочие, солдаты и матросы, ранее служившие в броневых дивизионах старой армии, либо знакомые с особенностями их боевой работы. За несколько дней Совет «Центроброни» получил в своё распоряжение более 200 человек разного рода специалистов броневого дела (История танковых войск Советской Армии/под общей редакцией О.А. Лосика/Том первый, с.51). Это дало возможность уже в феврале 1918 года сформировать первые семь автомобильных броневых отрядов, из которых 1, 2 и 3-й автобронеотряды были направлены под Псков и Нарву, 4-й – в Иркутск, 5-й – в Царицын, 6-й – в Москву, 7-й – в Воронеж. Всего в отрядах было 22 бронеавтомобиля и 15 вспомогательных машин (там же, с. 49).
13 ноября 1918 года Революционный Военный Совет Республики (РВСР) утвердил новые штаты и табели автомобильных броневых отрядов (по-другому – броневых автомобильных отрядов). Таким образом, появилась возможность упорядочить организацию броневых автомобильных частей и привести её в более стройную систему. Броневой автомобильный отряд представлял собой отдельную войсковую часть. Он состоял из штаба, боевой части и вспомогательных машин (История танковых войск Советской Армии/под общей редакцией О.А. Лосика/Том первый, с. 48). Боевая часть отряда состояла из четырёх бронеавтомобилей, в том числе одного пушечного и трёх пулемётных. Всего в отряде: личного состава - 100 человек, бронеавтомобилей - 4, грузовых автомобилей - 5, автоцистерн - 1, автомастерских - 1, мотоциклов – 4, велосипедов (самокатов) – 6.
К октябрю 1918 года число отрядов (АБО – прим. автора) возросло до 38, а к концу 1920 года в составе броневых сил насчитывалось 52 автомобильных броневых отряда (там же, с. 49).
ВЕДОМОСТЬ
материальной части танкового отряда, содержащегося по штату,
объявленному в приказе РВСР сего года №905/160 ⃰
№ п/п |
Наименование машин |
Кол-во |
Количество, сокращенное до минимума |
Примечание |
1 |
Танков |
3 ¹ |
3 ¹ |
¹ а) Большой танк вооружен 5 пулеметами и 1 орудием 57 м/м. б) Средний танк вооружен 7 пулеметами в) Малый танк вооружен 2 пулеметами или 1 пушкой 37 мм ² В случае неимения кухни – автомобиля. Отряд снабжается кухней интендантского образца. |
2 |
Легковых автомобилей 6-местных |
3 |
2 |
|
3 |
Грузовых от ½ до 5 тонн |
4 |
3 |
|
4 |
Мастерская – автомобиль 5 тонн |
1 |
1 |
|
5 |
Автомобиль – цистерна |
1 |
1 |
|
6 |
Мотоциклов без коляски |
2 |
2 |
|
7 |
Мотоциклов с коляской |
1 |
1 |
|
8 |
Самокатов ⃰ ⃰ |
3 |
3 |
|
9 |
Кухня - автомобиль |
1 ² |
1 |
|
|
Итого: |
19 |
17 |
Примечания: ⃰ - Ведомость была утверждена заместителем председателя РВСР Э. Склянским 19 июня 1920 года и объявлена в тот же день (введена в действие – прим. автора) приказом РВС №1106/191 (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 50).
⃰ ⃰ - Устаревшее ныне, название велосипеда.
28 мая 1920 года приказом Реввоенсовета Республики №905/160 (подписан заместителем председателя РВСР Э. Склянским) был введён в действие первый штат автотанкового отряда, утверждённый … 22 мая 1920 года. Фактически с этого момента и начинается история формирования штатных танковых частей в Красной Армии. Численность личного состава автотанкового отряда по этому штату - 81 человек; количество танков – три (Большой, Средний и Малый танки). В примечаниях к штату было указано, что в «отряде могут быть танки разной величины, но в общей сложности не более трёх, при этом для соответствующего танка применяется и соответствующее подразделение настоящего штата». Кроме того, в «зависимости от того, какие танки входят в состав отряда, итог людей меняется» (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 49-50).
После войны с Польшей число танков в отряде увеличили до четырёх (два взвода по два однотипных танка в каждом), а в июле 1920 года в состав автотанкового отряда была введена команда пехоты (30 человек) с двумя пулемётами «Lewis» («Льюис») для прикрытия танков в бою. Таким образом, к августу 1920 года в составе автотанкового отряда имелось: личного состава – 135 человек, танков – 4, 4 грузовых и 5 легковых автомобилей, автоцистерн – 2, автомастерская, автомобилей-кухонь - 2, мотоциклов – 4, велосипедов – 6. Учитывая ограниченные маршевые возможности танков и в целях сохранения их моторесурсов, танковому отряду придавался специальный железнодорожный состав для перевозки боевых машин (История танковых войск Советской Армии/под общей редакцией О.А. Лосика/Том первый, с. 49).
1-й автотанковый отряд был сформирован в Москве 29 мая 1920 года. К лету 1920 года в составе Броневых сил РККА насчитывалось 11 автотанковых отрядов (там же).
По мере развёртывания вооружённой борьбы потребности в обученных кадрах как для вновь формировавшихся частей, так и для пополнения войск действующей армии уже не могли быть в полной мере удовлетворены путём набора добровольцев. Поэтому с лета 1918 года броневые части, как и вся Красная Армия, стали укомплектовываться гражданами, призываемыми на военную службу в соответствии с постановлением V Всероссийского съезда Советов об обязательной воинской повинности. Подготовка рядовых и младших командиров для службы в броневых частях осуществлялась в учебных командах при гараже формирования автоброневых отрядов (Москва), в депо формирования бронепоездов (Нижний Новгород), которые в феврале 1920 года были преобразованы соответственно в запасные бригады по формированию автобронеотрядов и бронепоездов (там же, с. 52).
Планомерная подготовка командных кадров броневых сил Красной Армии началась с создания в апреле 1918 года ускоренных броневых курсов, на базе которых в начале 1919 года в Москве была сформирована Броневая школа, явившаяся первым военно-учебным заведением броневых сил. Затем, в сентябре 1919 года было создано другое военно-учебное заведение – Высшая военно-автомобильная школа (там же). Эта школа готовила военных инженеров и командный состав для автобронеотрядов, а также являлась единственным военно-научным центром по обобщению опыта войны и распространению в войсках научно-обоснованных взглядов на использование броневых частей в войне того периода. В конце 1919 года Броневая школа и Высшая военно-автомобильная школа были объединены в одно учебное заведение – Высшую военно-автомобильную школу Красной Армии.
В 1920 году была разработана «Инструкция по боевому применению танков», ставшая, по сути, первым уставом бронетанковых частей Красной Армии. Согласно этому документу танки относились к вспомогательным средствам ведения боя и предназначались для оказания помощи пехоте. Все имевшиеся на тот момент в Красной Армии танки были отнесены к трем основным типам: Тип «Б» – «большой» танк (английские танки Mk.V, называвшиеся в Советской России по названию мотора – «Рикардо»); Тип «С» – «средний» – английские танки Mk.A «Whippet» («борзая») или Mk.В, называвшиеся по мотору – «Тейлор»; Тип «М» – «малый» – французские танки типа «Renault» FT-17 и FT-18.
16 мая 1921 года приказом РВСР №974 на базе Главброни было создано Центральное управление начальника бронесил (Управление начальника бронесил) РККА. Более чем через месяц, 4 июля, Главнокомандующим всеми вооруженными силами Республики С.С. Каменевым [125] (за заместителя председателя РВСР) и членом РВСР Даниловым утверждено Положение об Управлении начальника бронесил РККА. В этом документе Управление начальника бронесил РККА определено «высшим органом по организации, заведыванию и управлению всеми броневыми силами РСФСР и главным довольствующим органом по снабжению их» (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 58). Управление начальника бронесил подчинили Начальнику штаба РККА, а по вопросам снабжения Главному начальнику снабжения. Начальником управления (Начбронесил РККА) и, по совместительству, военкомом стал Георгий Сафронович Котовский.
Представление о том, какие порядки царили в этом «высшем органе» военного управления, можно получить, изучив, например, Акт об инспектировании Управления начбронесил РККА в декабре – январе 1921-1922 годов (№245011 от 5 января 1922 года). Любопытно то, что проверяли техническую часть Управления начбронесил, то есть … сами себя, но и это не уберегло от весьма не двусмысленного заключения, вынесенного заместителем начбронесил (председателем комиссии) и двумя инспекторами из состава Управления. Судите сами (цитируется по сборнику «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.». - 2004, с. 70):
«Техническая часть в настоящее время, представляет из себя бессистемный аппарат, в котором отсутствует всякая инициатива и правильное понимание возложенных на нее задач.
Все сотрудники части не знают положения (своих прав и обязанностей), работают по частным указаниям начальника части, не детализируя таковую. Работа производится автоматически (не вникая в суть дела) и только тогда, когда она есть. В части абсолютно не видно руководящих начал и не только не контролируется работа сотрудников, но подчас даже не известно где часть таковых находится. Сотрудники не соответствуют занимаемым должностям, так как работают не по специальностям и во всей техчасти имеется только один автомобилист – т. Рожков».
Уже осенью 1922 года Управление начальника бронесил было реорганизовано в Управление броневых сил РККА. Согласно Положению (приказ РВСР от 26 сентября 1922 года №2258), обновлённое Управление вошло в состав Штаба РККА, потеряв, таким образом, свою … высшую «сословность». А с 1 августа 1923 года Управление броневых сил РККА было и вовсе расформировано (приказ РВСР от 19 июля 1923 года №1657). Причина этому – многочисленные злоупотребления властью и служебным положением, растраты и пьянство, заключение невыгодных договоров и нанесение материального ущерба. Короче, всё то, что сейчас бы назвали – коррупция. В июле 1923 года под суд пошли бывший начальник и военком Броневых сил РККА (так в тексте приговора – прим. автора) Котовский Г.Ф., бывший коммерческий директор «Промбронь» Подгурский Н.А., а также бывший командир и военком Учебной Автотанковой бригады Стоянов А.Т.
Приговор Военной Коллегии Верховного Суда от 28 июля 1923 года был суров, но справедлив: Котовского Г.Ф., в 1920 году уже привлекавшегося к уголовной ответственности, и которого на этот раз от высшей меры наказания (расстрела) спасли амнистия в честь 5-й годовщины Октябрьской Революции и прежние заслуги в период гражданской войны, осудили на 10 лет лишения свободы со строгой изоляцией; Подгурского Н.А - на 7 лет лишения свободы со строгой изоляцией, а Стоянова А.Т. – на 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией.
Вопросы создания танковой и прочей бронированной техники возложили на Главное Управление Военной промышленности (ГУВП) Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) [7] СССР, а ряд функций передали в Главное артиллерийское управление (производство и ремонт бронетанковой техники, конструирование новых машин) и Главное управление снабжения (опытные работы, изготовление и ремонт машин и тракторов) РККА. Контроль боевой подготовки и боевой готовности частей возложили на Инспекцию бронесил, подчиненную непосредственно Революционному Военному Совету (РВС) СССР. На некоторое время, все работы по танкам, начатые прежде, были законсервированы.