Первые. (Фрагмент восьмой) |
Опубликовано 06.12.2015 08:00 | Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ" |
К 1 января 1921 года общая численность Красной Армии достигала «(без прикомандированных из других ведомств) 4 213 497 едоков 1 264 391 бойце (30 процентов от числа едоков) и 656 006 лошадях. К концу того же года численность эта уменьшилась <…> и равнялась 1 629 089 едока при 593 945 бойцах (36,4 процента числа едоков) и 291 932 лошадях, причем сокращение это вызвано было как реорганизацией, так и сокращением численности армии при переходе последней на мирное положение» (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - 2004, с. 71). На 1 января 1922 года в войсках насчитывалось: танков – 42, бронемашин – 165, бронепаровозов – 105, бронеплощадок – 190 и 5 бронедрезин (там же, с. 73).
Приказом РВСР от 1922 года №2062/393 (по другим данным - 31 августа 1921 года и приказ тот же – прим. автора) для всех частей Броневых сил РККА были установлены штаты мирного времени, а танковые части свели в автотанковые отряды типов «Б» и «М». В следующем, 1923-м, году приказом РВСР №113/43 был введён штат отдельной учебной автоброневой и танковой бригады, который действовал … менее года. Первый автобронеотряд, полностью оснащённый танками «Рено-Русский», был сформирован приказом РВСР №1375 от 7 февраля 1922 года и получил номер 7 (М. Свирин. «Броня крепка. История советского танка. 1919 – 1937». Скорее всего, речь об автотанковом отряде №7 – прим. автора). Штатная материальная часть отряда включала пять танков «Рено-Русский» (№1 «Борец за Свободу тов. Ленин», №2 «Парижская коммуна», №9 «Пролетарий», №13 «Буря» и №15 «Победа»), и один грузовик неустановленной марки. Интересно то, что личный состав для 7-го автобронеотряда отбирался по весьма специфическому признаку - наличию у танкистов знаний в области … сельского хозяйства. Объясняется такой подход тем, что уже в момент формирования отряд предполагалось отправить в поражённое голодом Поволжье, при этом танки должны были использоваться в качестве тракторов для вспашки полей. Тем не менее, командный состав был сформирован из резервистов танкового дивизиона, причём все командиры танков (кроме одного) до Октябрьского переворота служили в Русской Императорской армии в чинах не ниже унтер-офицера. Кроме того, все они, кроме двоих и адъютанта отряда, прошли курсы московской Высшей броневой школы (ВБШ) [71]. 4 марта 1922 года 7-й автобронеотряд отправился к «месту службы» в Саратов, успев перед этим принять участие в параде на Красной площади по случаю празднования Дня Рабоче-крестьянской Красной Армии (23 февраля).
Изменение состава и численности Броневых сил Республики в 1921 - 1923 годах.*
Наименования |
К началу 1921 года |
К концу 1921 года |
На 1 октября 1922 года |
На 1 октября 1923 года |
|||||
Число частей |
Общ. числен. |
Число частей |
Общая числен. |
Число частей |
Общ. числен. |
Число частей |
Общ. числен. |
||
Бронепоезда |
Типа А |
109 |
17658 |
77 |
7238 |
30 |
3150 |
30 |
3150 |
Типа Б |
7 |
399 |
7 |
406 |
4 |
344 |
4 |
332 |
|
Типа В |
6 |
276 |
6 |
282 |
4 |
282 |
4 |
268 |
|
Бронелетучки |
19 |
3136 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Десотряды |
10 |
806 |
19 |
3136 |
- |
- |
- |
- |
|
Танковые отряды |
38 |
3230 |
10 |
806 |
5 |
444 |
- |
- |
|
Автобронеотряды |
5 |
35 |
38 |
3230 |
21 |
2028 |
21 |
1988 |
|
Бронедрезины |
8 |
160 |
5 |
35 |
5 |
35 |
- |
- |
|
Летучие рем. бригады |
2 |
2176 |
8 |
160 |
4 |
72 |
4 |
68 |
|
Бронебригады |
- |
- |
2 |
2176 |
- |
- |
- |
- |
|
Учеб. бр. див. |
- |
- |
7 |
805 |
- |
- |
- |
- |
|
Прик. к танкам |
- |
- |
6 |
192 |
- |
- |
- |
- |
|
Автотанковая бригада Бригада бронепоездов |
- |
- |
- |
- |
1 |
2378 |
1 |
1104 |
|
Отд. уч. бронероты |
- |
- |
- |
- |
4 |
204 |
4 |
196 |
|
Эскадра танков |
- |
- |
- |
- |
3 |
90 |
1 |
708 |
|
Склад бронеимущества |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
90 |
|
Итого: |
204 |
27876 |
185 |
18466 |
81 |
9027 |
70 |
7904 |
Примечания: * - Составлено на основе данных отчётов Народного комиссариата по военным делам (с 1923 года – Народного комиссариата по военным и морским делам) за 1921, 1922 и 1923 годы (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 73 и 99).
Об уровне оснащения и боевой подготовки личного состава, а также о техническом состоянии и содержании боевой техники броневых частей РККА того времени можно получить представление, например, основываясь на общих выводах из отчётов по осмотрам броневых частей Киевского военного округа за период с мая по июнь 1920 года (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 54-57). Проверке подверглись одиннадцать бронепоездов, одна бронеплощадка, один танко-бронеотряд (№4, Киев) и два автоброневых отряда (№8, Белая Церковь и №22, Киев). Признаны боеспособными лишь 6 бронепоездов (54,5%) и … все броневые отряды, а также бронеплощадка. При этом:
«1) Комсостав подготовлен слабо, необходимо усилить специальные занятия и вести их регулярно, командировать некоторых на повторные курсы.
2) Красноармейцы в громадном большинстве обучены слабо, также необходимо поднять уровень специальных знаний, обратив особое внимание на поднятие дисциплины.
3) Подвижные составы (имеются в виду бронепоезда – прим. автора) на половину требуют ремонта и более тщательного оборудования.
4) Материальная часть на половину требует осмотра, исправления и чистки.
5) Почти повсеместно острая нужда в обмундировании, белье, обуви и даже в продовольствии (бронепоезда №№ 107 и 114).
6) Некомплект в комсоставе и команде.
7) срочно необходимо устранить дефекты бронепоездов №62, 106, 112, 114 и особенно №150 для приведения их в боеспособный вид».
Согласно приказу РВС СССР от 6 сентября 1923 года №1984 были отменены штат автотанковых отрядов типа «Б» и «М» (с 15 сентября) и штат отдельной учебной автоброневой и танковой бригады (с 1 августа), и введены в действие (с 1 августа) штаты мирного времени: управления отдельной эскадры танков, тяжёлой и лёгкой флотилий танков. В результате все танковые и, частично, автобронеотряды объединили в отдельную эскадру танков, состоявшую из тяжёлой и лёгкой флотилий танков, и подчинённую начальнику артиллерии РККА. Тяжёлая флотилия состояла из четырёх дивизионов по четыре однотипных танков типа «Б» «Рикардо» (британский Mk.V), а лёгкая флотилия - из трёх дивизионов: лёгкого (встречается также «крейсерский дивизион», но в штате этого названия нет), состоявшего из шести танков типа «Тейлор» (британские Mk.А), дивизиона истребителей из шести танков типа «М» («Рено» - пушечных) с пушечным вооружением и дивизиона малых танков из шести танков типа «М» («Рено» - пулемётных) с пулемётным вооружением. Кроме танков в состав флотилий включались вспомогательные дивизионы из грузового взвода (4 1,5-т грузовых автомобиля), тракторного взвода – 5 тракторов, а также автоцистерны с прицепами, прицепные мастерские, мотоциклы и другая техника. Общая штатная численность отдельной эскадры танков (мирного времени) составляла (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 90-96): личного состава – 537 человек; танков – 34; автомобилей – 42 (в том числе: легковых – 13, грузовых – 27, автоцистерн с прицепами - 2); тракторов – 10; мотоциклов – 12 (из них, с коляской - 3); прицепных мастерских – 4 и прицепных платформ на 2,5 т – 4.
Полугодом позднее, 21 марта 1924 года, приказом РВС №407/79 были объявлены, утверждённые ещё 29 февраля, штаты отдельной эскадры танков военного времени. Согласно этому документу (приложений к приказу) в военное время эскадра дополнялась новым подразделением – автомобильной радиостанцией (3 класса), - на оснащение которого поступали два специальных автомобиля, пополнялась техникой (кроме танков и легковых автомобилей), а число личного состава увеличивалось до 759 человек. После завершения мероприятий развёртывания эскадры до штата военного времени в ней предписывалось иметь: танков – 34, автомобилей – 61 (в том числе: грузовых – 42, специальных – 4, цистерн - 5), тракторов – 22, мотоциклов – 19 (из них: с коляской - 8), кухонь – 3, самокатов – 2 и прицепных платформ – 18 (там же, с. 99-106).
Летом 1924 года отдельная эскадра танков была инспектирована специальной комиссией Московского военного округа (МВО), нашедшей, что по состоянию материальной части, структуре и силам эскадра уже не отвечает нуждам Красной Армии и не может быть признана удовлетворительной для проведения учебного дела. На всеармейском совещании командного состава артиллерии, состоявшемся в июне 1924 года, прошло обсуждение вопросов реорганизации отдельной эскадры танков. Голоса участвовавших делегатов разделились. Первые предлагали эскадру сохранить, сделав её «Центром изучения танкового дела», а при центре создать также конструкторско-техническое бюро для разработки новых образцов танков и производства испытаний. Вторые (и среди них начальник штаба танковой эскадры П. Генрихе) предлагали сформировать на базе эскадры танковую дивизию, куда свести все наличные танковые силы. Третьи стояли за реорганизацию эскадры в несколько небольших танковых подразделений. Обсудив все предлагавшиеся варианты, Реввоенсовет СССР принял решение о переводе всех танковых сил республики на полковую организацию.