главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

Первые. (Фрагмент девятый)

Печать

Опубликовано 10.12.2015 08:00 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"

К 1 октября 1924 года отдельная танковая эскадра была переформирована в отдельный танковый полк, который согласно штату мирного времени (приказ РВС от 17 сентября 1924 года №1161/184) состоял из управления, двух батальонов (кадрового и учебного), команды связи, стационарной мастерской (2-го разряда), комендантского взвода, хозяйственно-технической команды и музыкальной команды. Штатная численность полка: личного состава – 363 чел., танков – 18 (типов «Б» и «М» - по 5 штук, и 8 учебных), автомобилей – 13 (легковых – 3, грузовых – 4, автоцистерн – 2, под радиостанции и радиооборудование - 4), гусеничных тракторов – 2, мотоциклов с колясками – 6 и прицепных платформ – 3 (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 108-110). Танки, не вошедшие в состав этого отдельного танкового полка, были переданы на военные склады для консервации, откуда должны были выводиться, только в случае угрозы начала войны.
В 1925 году в состав отдельного танкового полка был включен третий танковый батальон, а в каждый батальон ещё по одной (третьей) роте. Таким образом, боевая мощь полка была, несколько, увеличена.
Танки и бронеавтомобили, оставшиеся в распоряжении РККА со времен гражданской войны, стремительно устаревали, ветшали и требовали капитального ремонта, а запчасти к ним отсутствовали. Нужна была срочная модернизация имеющейся техники, а также разработка новых недорогих боевых машин и вооружения для них. Однако если с вооружением и бронёй дело на тот момент обстояло более или менее благополучно, то двигателей отечественная промышленность в 1922-1923 годах дать ещё не могла, а гусеничный движитель ещё только изучался.
Весной 1924 года началось исследование эффективности перевооружения танка типа «Б» (Mk.V британского производства) 76-мм пушкой «Garford» (противоштурмовая пушка образца 1910 года, калибр 76,2 мм). В рамках этой работы один из танков Mk. V* был оснащён уменьшенной тумбовой установкой 76-мм пушки бронеавтомобиля «Garford». Стрельбы, проведённые в 1925 - 1926 годах, показали, что такое перевооружение повышает огневую мощь танка. Однако ценность такой боевой машины в 1926 году уже вызывала большие сомнения, и потому от дальнейших работ в этом направлении отказались.
В сентябре 1924 года при ГУВП была создана специальная Комиссия по танкостроению (председатель – Е.Г. Смысловский), которая подготовила доклад «Об организации работ в области танкостроения», заслушанный на совместном заседании руководства ГУВП и представителей ВСНХ 8 октября 1924 года, копия которого была послана Л.Д. Троцкому. С осени 1924 года в течение двух лет шло внимательное изучение трофейных танков, оставшихся в РККА после гражданской войны, с целью выбора лучших для возможного производства в СССР. Всего изучению подверглись три танка «Renault» FT, имевшие некоторые различия в конструкции (литая или клёпаная башня, вооружение из пушки или пулемёта), и один Mk А «Whippet» («Борзая»). Изучив наследие гражданской войны, комиссия ГУВП сделала вывод, что наличие на вооружении трёх типов танков – типа «Б» («большой»), «С» («средний») и «М» («малый») оправданно, так как «большие» танки содействуют прорыву полос обороны, «средние» – обеспечивают развитие успеха в глубину, а «малые» – поддерживают пехотные подразделения. Поскольку в рассматриваемый период страна должна была соблюдать определенную экономию, комиссия обосновала создание в ближайшие годы лишь двух типов танков – «малого» (по типу французского «Renault»), для поддержки подразделений пехоты в наступлении, и «маневренного» (спустя десятки лет, волею «свыше», эти боевые машины назовут «средними», без всяких на то оснований – прим. автора), способного оказать содействие в прорыве полевых оборонительных полос «маневренного типа» (то есть, построенных в течение непродолжительного времени – прим. автора).

В этот период в поле зрения советских военных специалистов попал итальянский лёгкий танк «FIAT-3000». Следует сказать, что сведения о появлении в Советском Союзе этого итальянского танка достаточно противоречивы. Часто указывается, что машина была захвачена во время советско-польской войны 1919 - 1921 годов. По другой версии, танк был куплен в 1928 году на деньги польских коммунистов и отправлен в СССР для ознакомления. Третья версия гласит, что в начале 1925 года в Бюро был доставлен неисправный танк «FIAT-3000», который был захвачен во время советско-польской войны. А вот и четвёртая версия:

«В 1925 году в распоряжение бюро был доставлен частично некомплектный танк «Фиат» («Фиат-3000»), купленный в Италии по схеме, предложенной Я.М. Фишманом (в начале 1920-х сотрудник Разведывательного управления Штаба РККА, специалист по Италии) который произвел на всех благоприятное впечатление, так как имел более удачные, чем «Рено» двигатель, КПП и ходовую часть. Этот танк по подвижности был подобен британскому танку «Тейлор» (Мк. А), но при этом был значительно легче и дешевле последнего» (М.Н. Свирин. «Танковая мощь СССР». - М.: Яуза. Эксмо. 2009) [89].  

При этом Михаил Николаевич поясняет нам, что в прежние годы считал этот танк трофеем гражданской войны, но найденные в последние годы документы подтверждают факт его покупки, средства на которую, равно как и на ремонт танка, были собраны польскими коммунистами. «Танк «Фиат-3000», названный «Феликс Дзержинский», стал первым в числе боевых машин, купленных Советской республикой за рубежом» (М. Свирин, там же).

Но как быть с историей самого итальянского танка? Вспомним.

Первые серийные Fiat 3000A появились в 1921 году. «FIAT-3000A» (он же Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 или Fiat 3000A L5/21) артиллерийского вооружения не имел, а оснащался двумя 6,5-мм пулемётами S.I.A. Судя же по фотографиям, Советскому Союзу достался «FIAT-3000», вооружённый 37-мм орудием.Известно, что 37-мм пушку типа Canonne da 37/40 получила следующая модификация итальянской боевой машины - Carro d'assalto FIAT 3000 mod.30 или FIAT 3000B, первый опытный образец которой появился лишь в 1929 году. Короче, история тёмная: Где, кто и в каких мастерских проектировал установку орудия в этот танк, для Советского Союза предназначенный, и монтажные работы производил? Купить в Италии тогда могли только пулемётный вариант. Точно можно сказать лишь то, что «FIAT-3000» произвёл на советских инженеров и военных благоприятное впечатление, так как имел более удачные двигатель, коробку перемены передач и ходовую часть (по - сравнению с французским «Renault» FT и британским «Whippet»). Кстати, по состоянию на 1 октября 1929 года в Красной Армии числилось три танка Fiat 3000A, и все в исправном состоянии. 

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция