Первые. (Фрагмент девятый) |
Опубликовано 10.12.2015 08:00 | Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ" |
К 1 октября 1924 года отдельная танковая эскадра была переформирована в отдельный танковый полк, который согласно штату мирного времени (приказ РВС от 17 сентября 1924 года №1161/184) состоял из управления, двух батальонов (кадрового и учебного), команды связи, стационарной мастерской (2-го разряда), комендантского взвода, хозяйственно-технической команды и музыкальной команды. Штатная численность полка: личного состава – 363 чел., танков – 18 (типов «Б» и «М» - по 5 штук, и 8 учебных), автомобилей – 13 (легковых – 3, грузовых – 4, автоцистерн – 2, под радиостанции и радиооборудование - 4), гусеничных тракторов – 2, мотоциклов с колясками – 6 и прицепных платформ – 3 (сборник «Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929–1941 гг.» - М.: 2004, с. 108-110). Танки, не вошедшие в состав этого отдельного танкового полка, были переданы на военные склады для консервации, откуда должны были выводиться, только в случае угрозы начала войны.
В этот период в поле зрения советских военных специалистов попал итальянский лёгкий танк «FIAT-3000». Следует сказать, что сведения о появлении в Советском Союзе этого итальянского танка достаточно противоречивы. Часто указывается, что машина была захвачена во время советско-польской войны 1919 - 1921 годов. По другой версии, танк был куплен в 1928 году на деньги польских коммунистов и отправлен в СССР для ознакомления. Третья версия гласит, что в начале 1925 года в Бюро был доставлен неисправный танк «FIAT-3000», который был захвачен во время советско-польской войны. А вот и четвёртая версия:
«В 1925 году в распоряжение бюро был доставлен частично некомплектный танк «Фиат» («Фиат-3000»), купленный в Италии по схеме, предложенной Я.М. Фишманом (в начале 1920-х сотрудник Разведывательного управления Штаба РККА, специалист по Италии) который произвел на всех благоприятное впечатление, так как имел более удачные, чем «Рено» двигатель, КПП и ходовую часть. Этот танк по подвижности был подобен британскому танку «Тейлор» (Мк. А), но при этом был значительно легче и дешевле последнего» (М.Н. Свирин. «Танковая мощь СССР». - М.: Яуза. Эксмо. 2009) [89].
При этом Михаил Николаевич поясняет нам, что в прежние годы считал этот танк трофеем гражданской войны, но найденные в последние годы документы подтверждают факт его покупки, средства на которую, равно как и на ремонт танка, были собраны польскими коммунистами. «Танк «Фиат-3000», названный «Феликс Дзержинский», стал первым в числе боевых машин, купленных Советской республикой за рубежом» (М. Свирин, там же).
Но как быть с историей самого итальянского танка? Вспомним.
Первые серийные Fiat 3000A появились в 1921 году. «FIAT-3000A» (он же Carro d'assalto FIAT 3000 mod.21 или Fiat 3000A L5/21) артиллерийского вооружения не имел, а оснащался двумя 6,5-мм пулемётами S.I.A. Судя же по фотографиям, Советскому Союзу достался «FIAT-3000», вооружённый 37-мм орудием.Известно, что 37-мм пушку типа Canonne da 37/40 получила следующая модификация итальянской боевой машины - Carro d'assalto FIAT 3000 mod.30 или FIAT 3000B, первый опытный образец которой появился лишь в 1929 году. Короче, история тёмная: Где, кто и в каких мастерских проектировал установку орудия в этот танк, для Советского Союза предназначенный, и монтажные работы производил? Купить в Италии тогда могли только пулемётный вариант. Точно можно сказать лишь то, что «FIAT-3000» произвёл на советских инженеров и военных благоприятное впечатление, так как имел более удачные двигатель, коробку перемены передач и ходовую часть (по - сравнению с французским «Renault» FT и британским «Whippet»). Кстати, по состоянию на 1 октября 1929 года в Красной Армии числилось три танка Fiat 3000A, и все в исправном состоянии.