Первые. (Фрагмент десятый)

Печать

Опубликовано 14.12.2015 08:00 Категория: Андрей Кононов "ТАНКИ НА МАРШЕ"


Впрочем, от этой идеи быстро отказались, так как британское «наследство» обладало целым рядом недостатков. Первый танковый проект получился громоздким и тяжёлым, и Комиссией по танкостроению был забракован. Одновременно, по заданию Комиссии, было начато проектирование 45-мм танковой пушки к маневренному танку, работу по которой предлагалось продолжать независимо от результатов проектирования новой боевой машины. 

Обновленный проект маневренного танка, представленный в 1925 году, заметно отличался от первого варианта. Шасси спроектировали заново. Ходовая часть танка, названного вскоре ГУВП*, применительно на один борт состояла из двенадцати опорных катков (передний и задний имели увеличенный диаметр), четырёх поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колёс. Для защиты открытых элементов подвески, которую, скорее всего, предполагалось выполнить блокированной с пружинными рессорами, был предусмотрен большой бортовой экран. Корпус танка имел классическую компоновку. В передней части находилось отделение управления, над которым была сделана небольшая рубка для большего удобства работы механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части. При этом основное вооружение, состоявшее из 76,2-мм пушки, устанавливалось в башне с углом обстрела 220º по горизонту, а три 6,5-мм спаренных пулемёта системы Фёдорова – в специальных установках «барбетного» типа по бортам и в кормовой части коробкообразной надстройки. Боекомплект – 80 артиллерийских выстрелов и 9000 патронов. Экипаж – шесть человек. Наблюдение предполагалось вести из смотровых щелей и командирской башенки, установленной на крыше главной башни. Также в надстройке предполагалось разместить карбюраторный двигатель конструкции А.Микулина мощностью 100 л.с., разработка которого велась в 1925 – 1926 годах. Силовая установка имела воздушное охлаждение и отличалась наличием КПП в одном картере с двигателем. Построить заявленный мотор по микулинскому проекту так и не удалось, поэтому параллельно рассматривался вариант установки 150-сильного двигателя Ricardo, снятого с британского танка Mk.V (в ряде источников упоминается этот же мотор, но с мощностью уже 110 л.с. – прим. автора). Бронирование танка ГУВП* состояло из катаных листов брони толщиной 12 - 13 мм, что обеспечивало надёжную защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции более 100 шагов и мелких осколков. Расчётная максимальная скорость движения танка составляла 21 (20,9) км/ч по шоссе, запас хода – 120-150 км. Основные габаритные размеры этого варианта: длина – 6670 мм, ширина – 2730 мм, высота – 2650 мм. Боевая масса – 17,8 т. Проект ГУВП* был рассмотрен Комиссией по танкостроению в конце 1925 года. При наличии определенных преимуществ было отмечено, что разработчики не смогли уложиться в отведённый им весовой диапазон, бронирование недостаточно, а схема размещения вооружения (особенно орудия главного калибра, не имевшего возможность вести круговой обстрел) далека от оптимальной.

Заславский Владимир Иванович (1893-1937) - родился в Ровно (Украина), беспартийный, образование высшее. Первый начальник кафедры танков и тракторов Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) РККА (1932-1935), профессор. 19 ноября 1936 года – арестован по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации. 21 июня 1937 года - расстрелян. В 1955 году - реабилитирован.





В 1926 году появился модифицированный проект танка ГУВП**. Громоздкая надстройка, вместе с «барбетными» пулемётными установками, была ликвидирована, хотя бортовые пулемёты всё же оставили. Теперь из вооружения, установленного в главной башне (45-мм пушка образца 1925 года и кормовой 6,5-мм пулемёт), экипаж имел возможность вести круговой обстрел, не считая узкого сектора, прикрытого малой пулемётной башней на корме танка. Для лучшей подвижности танк предполагалось оснастить оригинальным движителем, состоявшим из двух бесконечных лент, вложенных одна в другую. Внешняя лента была резинометаллической тросового типа, а внутренняя – из серии опорных катков, соединённых цепью Галля. Опора танка на цепь катков осуществлялась при помощи салазок, имеющих мягкую пружинную подвеску. Дополнительно была предусмотрена установка двух тележек с двумя «натяжными» катками в каждой и пружинной амортизацией. Расположение направляющего и ведущего колёса не изменилось. По мнению В.И. Заславского, такой тип ходовой части мог обеспечить танку чрезвычайно высокую скорость движения и большой ресурс гусеничных цепей при прекрасной бесшумности и плавности хода. В результате проведённых доработок, расчётная боевая масса танка снизилась до 16 тонн, что позволило усилить бронирование до 20 - 22 мм. Проект танка ГУВП** также был рассмотрен военными специалистами, однако от постройки прототипа решено было отказаться. Если по вооружению и уровню защищенности танк вполне устраивал РККА, то его ходовую часть резонно посчитали чрезмерно сложной и дорогой в производстве. Кроме того, снова поднимался вопрос о размещении вооружения. Было решено спроектировать менее дорогостоящую машину, заказ на которую выдали в декабре 1927 года.

Здесь начинается история создания первого советского среднего танка Т-12 и его «модернизированного» варианта – Т-24, рассказ о которых ещё впереди.