Вернёмся во времени немного назад. Осенью 1918 года была создана специальная комиссия, задачей которой являлся сбор, систематизация и обобщение опыта применения артиллерии в первой мировой и гражданской войнах. Выводы комиссии содержали обширные предложения по использованию артиллерии и путям её совершенствования.
16 декабря 1918 года для проведения перспективных исследований в данном направлении при Артиллерийском комитете (Арткоме) Главного артиллерийского управления (ГАУ) РККА была организована Комиссия особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП) под общим руководством бывшего царского генерала и бывшего начальника Ржевского артиллерийского полгона М.В. Трофимова. КОСАРТОП стала, по сути, первым советским научно-конструкторским центром, занимавшимся исследованием вопросов артиллерийского вооружения. Уже в 1920 году Артком АУ принял решение о создании самоходных артиллерийских установок непосредственной поддержки пехоты. К середине 1921 года были разработаны требования к подобным орудиям батальонного уровня, и инженеры приступили к конструированию конкретных боевых машин.
В 1922 году на заводе «Красный Арсенал» в Петрограде было создано КБ самоходной и механизированной артиллерии, которое, между прочим, приступило к проектированию новых боевых машин. Здесь, например, в 1924 году под руководством Ф.Ф. Лендера разрабатывался проект самоходной бронированной машины артиллерийской разведки на тракторном шасси – АР. Машина имела расчётную боевую массу 5 тонн и могла быть вооружена 76,2-мм «короткой пушкой обр. 1913 г.» на тумбе. Основное внимание уделялось системам связи (проводной, оптической и радио) и устройству четырёх постов наблюдения. Несмотря на положительный отзыв и перечень работ по спешному устранению недостатков, все работы по проекту были остановлены.
В 1924 году в Артиллерийский комитет обратился Н.М. Филатов, начальник Высшей стрелковой школы комсостава РККА, с предложением о возможности создания батарей самоходной артиллерии путём установки в кузова грузовых автомобилей 76-мм «короткой пушкой обр. 1913 г.» или 76-мм «противоштурмовой пушки обр. 1910 г.» (калибр орудий – 76,2 мм – прим. автора). Предложение это заметили, но реализовывать не спешили. Причина проста – страна ещё не располагала собственным автомобильным производством.
11 июля 1925 года распоряжением Реввоенсовета СССР была создана Комиссия по механизации и тракторизации армии («КОМЕТА»). В неё вошли сектор механизации КБ Орудийно-Арсенального треста (ОАТ), конструкторские отделы заводов «Большевик», «Красный Путиловец», №8 и «Мастяжарт» (Мастерские по тяжёлой артиллерии).
В 1925-1926 годах правлением «КОМЕТА» неоднократно обсуждались вопросы моторизации армии, в числе которых было создание материальной части для 76,2-мм подвижных артиллерийских батарей. Особый интерес вызывал проект Н.М. Филатова, упомянутый выше. Конструкция предлагаемых им машин была крайне проста. 76,2-мм «короткая пушка обр. 1913 г.» монтировалась на тумбе в кузове грузовика, дно которого усиливалось стальным рифлёным листом.
По замыслу создателя, батарея таких орудий должна была огнём с места поддерживать подразделение малых танков, или танкеток (10 – 15 штук), ведущих атаку переднего края обороны противника. Броневая защита установок ограничивалась противоосколочным щитом, частично бронированной спереди кабиной водителя и откидным броневым щитом перед радиатором. Однако, запланированное на 1927 год, начало выпуска отечественных автомобилей так и не началось, и потому работы по САУ были отложены.
В 1925 году на заводе «Мастяжарт» под руководством «КОМЕТА» шло проектирование опытного образца улучшенной 76,2-мм зенитной самоходной пушки обр. 1914/1915 годов на шасси трактора «Daimler» («Даймлер»). Проект был завершён, но изготовление опытного образца остановлено.
В 1926 году в конструкторское бюро завода «Красный Арсенал» был передан эскизный проект самоходного орудия поддержки инженера Комиссии особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП) Н.В. Каратеева. Завод включился в дальнейшее проектирование, выделив для этой работы инженера Б.А. Андрыхевича. При участии последнего в 1927 году (по М.Н. Свирину) был изготовлен опытный образец самоходной пушки, получившей название «Арсеналец»…
Здесь следует заметить, что существует и другое изложение исторических событий, в соответствии с которым проект этой САУ был разработан на заводе «Красный Арсенал» инженерами Н.В. Каратеевым и… Б.А. Андрыхевичем ещё в 1923 году. По ряду причин постройка опытного образца постоянно откладывалась, и в итоге первый «Арсеналец» вышел из ворот завода лишь в 1928 году, после чего в сентябре был отправлен на заводские испытания. Машина представляла собой оригинальное малоразмерное гусеничное шасси, оснащённое карбюраторным оппозитным двигателем воздушного охлаждения мощностью 12 л.с., способное развить скорость 3 - 8 км/ч, и управляемое при помощи тяг и рукояток идущим за ней человеком. Ёмкость топливного бака составляла 10 литров. Запас хода – до 18 (около 17,5) км. На большие расстояния САУ перевозилась в кузове грузового автомобиля.
Машину планировалось вооружить 45-мм или 60-мм батальонным орудием конструкции Ф.Ф. Лендера или А.А. Соколова с боекомплектом 32 – 50 выстрелов (по другим данным на опытном образце установили 45-мм орудие, использовавшее лишь качающуюся часть системы А.А. Соколова - прим. автора). Ствол 45-мм батальонной пушки А.А. Соколова был укрыт кожухом. Затвор полуавтоматический вертикальный клинового типа. Тормоз отката - гидравлический, накатник пружинный. Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи оптического прицела. Подъёмный механизм - секторного типа. Углы вертикального наведения составляли от 0 до +30°, горизонтального - ±15°. Для понижения оси цапф пушка имела коленчатую боевую ось. Возимый боекомплект составлял 50 выстрелов и включал бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, а также картечь. Предусматривалась также возможность в случае необходимости быстро снять орудие с шасси и использовать его, как обычное полевое.
Гусеничная ходовая часть «Арсенальца» (применительно к одному борту) состояла из ведущего колеса большого диаметра переднего расположения, заднего направляющего колеса, трёх сблокированных опорных катков и двух поддерживающих роликов. В конструкции применялась резиновая гусеница шириной 100 мм. САУ могла преодолевать подъёмы крутизной до 25°. Броневая защита САУ состояла из щитка, установленного в лобовой части машины, и ряда бронированных элементов кузова. Максимальная толщина стальной катаной брони составляла 7 мм.
Испытания показали большое количество недостатков, устранить которые в течение одного года не удалось (в частности, низкую надёжность силового агрегата и … общую устарелость конструкции). В 1929 году работы по данной САУ прекратили. Что же касается построенного образца «Арсенальца», то после испытаний он какое-то время хранился в сарае завода «Красный Арсенал», где «дожил» по крайней мере, до 1930 года, когда был передан в Военно-техническую академию (ВТА) имени Ф.Э. Дзержинского.
Забегая вперёд, следует сказать, что систематические работы по самоходной артиллерии начались в СССР в 1927 году во исполнение постановления Артиллерийского управления РККА «О механизации в артиллерии». Предполагалось в срок 3 года создать для нужд Красной Армии полк самоходных артиллерийских установок 76-мм орудий обр. 1902 года на автомобильном шасси для усиления танковых войск при прорыве укреплённой полосы обороны противника. До 1929 года это постановление выполнено не было.
* * *
В отношении названия серии лёгких танков «Рено-Русский» в целом существуют разночтения. По данным М.Н. Свирина, полученным в результате изучения оригинальных чертежей и маршрутных карт Сормовского завода, никаких индексов танку не присваивалось — в документах завода он проходил, как танк «типа „Рено“», «системы „Рено“» или «„Рено“ с мотором „Фиат“». В книге М.Фатьянова «Танк Рено-Русский», выпущенной в 1923 году и являющейся, по сути, руководством по эксплуатации и обслуживанию танка, он обозначается, как «Рено-Русский» (с тире), «Рено Русский» (без тире) или же «Танк М. Рено-Русский». При этом слово «русский» местами пишется как с заглавной, так и с прописной буквы (очевидное пренебрежение правилами правописания со стороны наборщика текста, или букв не было, или ещё что-нибудь – прим. автора).
В ряде источников встречаются наименования «Танк КС» (сокращение от «Красное Сормово») и «Танк М». Некоторые издания указывают прямым текстом, что эти обозначения не соответствуют действительности, хотя другие применяют их наравне с обозначением «Рено-Русский». И последнее название для меня ближе.
Потому что я тоже … Русский.
Танки «Рено-Русский»
выпуска 1920 - 1921 годов
№ машины
|
Имя собственное
|
Вооружение
|
1
|
«Борец За Свободу тов. Ленин»
|
37-мм орудие
|
2
|
«Парижская Коммуна»
|
3
|
«Карл Маркс»*
|
37-мм орудие и
8-мм пулемёт
|
4
|
«Лев Троцкий»
|
5
|
«Лейтенант Шмидт»
|
6
|
«Карл Либкнехт»
|
7
|
«Красный Борец»
|
8
|
«Красная Звезда»
|
9
|
«Пролетарий»
|
10
|
«Свободная Россия»
|
11
|
«Черноморец»
|
Не вооружён
|
12
|
?
|
13
|
«Буря»
|
14
|
«Керчь»
|
37-мм орудие и
8-мм пулемёт
|
15
|
«Победа»*
|
Примечание: * - Эти боевые машины, возможно, не имели пулемётного вооружения. Каждый из выпущенных танков типа «Рено-Русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе, непосредственно после постройки машины. Имена выбирались в духе того времени, в основном в рамках революционной тематики.
* * *