ОН СОЗДАВАЛ СЕРДЦА ДЛЯ ТАНКОВ

Печать

Опубликовано 09.05.2021 08:00 , Автор: А.В. Болдырев Категория: ТРАШУТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

«А вместо сердца – пламенный мотор …»
«Авиамарш»
Слова, вынесенные в эпиграф, относятся к самолету, однако их можно отнести к любому транспортному средству. Именно двигатель дает машине жизнь и движение – то, ради чего и создаются машины. Мы поведем речь о танковых двигателях и их создателе Иване Яковлевиче Трашутине.
В начале 1930-х советской промышленности была поставлена задача разработать и освоить выпуск дизельных двигателей для танков и самолетов. Причин для такого задания по большому счету две: Во-первых, пожароопасность дизеля принципиально ниже бензинового. Во-вторых, он почти в два раза экономичнее, и работает на более дешевом топливе. Работы по созданию танкового двигателя БД-2 (быстроходный дизель) начались в 1931-м году в двигательном подразделении Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ имени Коминтерна). Руководили работами К.Ф Челпан, а с 1938-го – Т.П.Чупахин. Заместителем по опытно-производственной работе был И.Я Трашутин.
Изначально двигатель задумывался для установки на тяжелых бомбардировщиках, это обусловило ряд его конструктивных особенностей, свойственных авиационной технике. К сожалению, довести мощность двигателя до требуемых в авиации 1000 – 1500 л.с. не удалось даже с наддувом, и его доработали для установки на танки[1] и здесь он не имел себе равных. 1 сентября 1939-го года БД-2 под маркой В-2 пошел в серию. В 2014-м году исполнилось 75 лет как выпускается этот уникальный двигатель. Найденные принципиальные решения оказались настолько удачными, что почти не менялись на протяжении всей истории мотора. Его модификации стоят на современных российских танках Т-72 и Т-90, кораблях, тепловозах, бульдозерах, судах на воздушной подушке.
Иван Яковлевич Трашутин (1906—1986) — советский конструктор-моторостроитель, главный конструктор по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковник. Дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1976). Почетный гражданин города Челябинска.
Родился 18 января 1906 года в посёлке Горловка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Сейчас это Донецкая область Украины. С 12 лет трудился на Харьковском паровозостроительном заводе рассыльным, подручным слесаря, слесарем. В марте 1930-го окончил механический факультет Харьковского технологического института и стал работать инженером-конструктором в отделе тепловых двигателей. С 1931-го по 1933-й учился в Массачусетском технологическом институте (США). Где ему была присвоена степень магистра технических наук. В декабре 1933 года он был назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). С февраля 1937 года — помощник начальника отдела опытных работ на том же заводе. События, имевшие место в нашей стране во второй половине тридцатых годов затронули и Ивана Яковлевича. С весны до осени 1938-го он находился под следствием, - «аукнулась» загранкомандировка. Однако после того, как место главы НКВД занял Л.П.Берия дело было пересмотрено и Трашутин восстановлен на работе. А в декабре 1940 года он назначен заместителем главного конструктора Конструкторского бюро по серийному производству завода № 75, который был создан на базе дизельного производства ХПЗ. Работа проходила в тесном взаимодействии с танкостроителями: М.И. Кошкиным, Н.А.Кучеренко, А.А. Морозовым. Тогда, после отработки опытного танка А-32 (Т-32) – была создана знаменитая «тридцатьчетверка». Так что своим рождением лучший танк Второй мировой войны обязан и Ивану Яковлевичу. Тогда же были разработаны модификации В-2 для танков БТ-7М и КВ.
В начале Великой Отечественной войны завод № 75 был эвакуирован из Харькова в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного, эвакуированных Ленинградского Кировского и завода №75 складывался танкостроительный комбинат — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), известный во всём мире как «Танкоград». С октября 1941 года И. Я. Трашутин — главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75. Выпуск двигателей на новом месте был осуществлен в немыслимые сроки – через 35 дней после прибытия на Урал первого эшелона с оборудованием.
В годы войны возглавляемый Иваном Яковлевичем коллектив совершенствовал двигатели, повышая их надежность, технологичность. В 1943-м был разработан двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. Опытные образцы форсировались до 650. За работу годы Войны И.Я Трашутин был награжден двумя Орденами Ленина и Орденом Красной Звезды.
После войны был создан двигатель КДМ-46, для выпускавшегося на ЧТЗ трактора С-80. Был создан двигатель для тяжелого трактора ДЭТ-250, для полярного вездехода «Харьковчанка». Однако основным направлением работы СКБ-75 оставались танковые двигатели. Практически все послевоенные советские тяжелые, средние и основные танки (кроме Т-64 и Т-80) оснащались надежными как автомат Калашникова наследниками В-2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1966 года Ивану Яковлевичу Трашутину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 60-х годах началась работа по принципиальной модернизации двигателя. Так появился турбопоршневой В-46 для танка Т-72 мощностью 840 л.с.
Всего под руководством Ивана Яковлевича было создано 87 основных типов двигателей для военной техники, а также для самоходных подъемных кранов, гусеничных экскаваторов, тракторов, котлованных машин и другой техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1976 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».
В 1981-м году выдающийся конструктор и организатор вышел на пенсию. После него остались мощный конструкторский коллектив и школа моторостроителей. Его наследники хранят традиции. Новый турбопоршневой двигатель Т-92С2 мощностью 1000 л. с., установленный на танке Т-90С, успешно прошел испытания в условиях как сухого, так и влажного жаркого климата в Индии и Малайзии.
Иван Яковлевич Трашутин ушел из жизни 6 марта 1986-го в Ленинграде. На Комсомольской площади Челябинска был установлен его бронзовый бюст.

[1] Справедливости ради отметим, что опытный образец двигателя БД-2А проходил испытания на самолете-разведчике Р-5. То есть в воздух этот мотор всё-таки поднимался.