НА ЕГО ДИЗЕЛЯХ ХОДИЛИ ВСЕ НАШИ ТАНКИ

Печать

Опубликовано 19.01.2016 18:21 Категория: ТРАШУТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

18 января 2016-го года в Музее Боевой и Трудовой славы ЧТЗ состоялись Трашутинские Чтения, приуроченные к 110-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Трашутина - конструктор-моторостроителя, главного конструктора по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковника. Дважды Героя Социалистического Труда (1966, 1976). Почетного гражданина города Челябинска. Разработанные под его руководством двигатели устанавливались и устанавливаются на самые различные транспортные машины, работают в составе стационарных установок. Но основным их назначением является бронетанковая техника. Отечественные танки, начиная с Т-34 и КВ и заканчивая Т-72, оснащались трашутинскими дизелями. И сейчас на «Армате» установлен двигатель в котором наследники Ивана Яковлевича применили многие из его решений, которые отлично зарекомендовали себя в самых различных условиях эксплуатации. Организаторами мероприятия выступили Челябинское отделение Российского военно-исторического общества, Музей Боевой и Трудовой славы ЧТЗ, кафедра «Колесных и гусеничных машин и автомобилей» ЮУрГУ при поддержке Челябинской организации «Общества «Знание» и Южно-Уральской торгово-промышленой палаты.
Несмотря на холодную погоду, собравшиеся почтили трудовой и боевой подвиг танкоградцев, возложив цветы к памятнику «Танк» на комсомольской площади Челябинска. А также почтили память И.Я. Трашутина у его бюста в «Детском Парке имени Терешковой».
В фойе Музея ЧТЗ была организована выставка, посвященная Главному Конструкотору, где были представлены подлинный Диплом Массачусетского Университета, выданный Ивану Яковлевичу, документы, в том числе собственноручная записка А.А.Морозова (одного из разработчиков Т-34) об установке новой модификации В-2 на Т-34, датированная 1943-м годом. Чтения продолжились в зале, посвященном Великой Отечественной войне. Первому слово для приветствия ведущая, – директор музея ЧТЗ – Дида Надежда Артемьевна, - предоставила Владимиру Георгиевичу Литвинову - Первому заместителю Председателя ЧООСПД «За Возрождение Урала».

В своем выступлении он подчеркнул вклад, который челябинские моторостроители и лично И.Я. Трашутин внесли в Победу над фашисткой Германией и в послевоенное укрепление обороноспособности нашей Родины. Важность и необходимость проведения таких мероприятий в деле укрепления патриотического духа среди соотечественников.
От имени Областного совета ветеранов и ветеранов Челябинского Тракторного собравшихся приветствовали Дегтярь Александр Григорьевич и Мингазов Ханиф Хайдарович. Ханиф Хайдарович лично был знаком с Иваном Яковлевичем, и ему явно было что рассказать, так что пришлось напомнить о регламенте.
О роли Трашутина в создании ЧММИ – ЧПИ – ныне ЮУрГУ говорили заведующий кафедрой, «КГМиА» профессор Бондарь Владимир Николаевич и профессор кафедры «ДВС» Шароглазов Борис Александрович. Кроме того, Бондарь В.Н. достаточно много встречался по работе с Главным конструктором и поделился личными впечатлениями. Воспользовавшись случаем, ведущая тепло поблагодарила Владимира Николаевича за широкую поддержку в проведении мероприятия. Со своей стороны, В.Н. Бондарь передал в дар Музею модель «58-й» модификации трашутинского двигателя. Чем вызвал некоторую дискуссию среди собравшихся. Все узнали на ней «свои» детали и узлы.
О первом впечатлении от знакомства с двигателем В-2 и небольшом открытии, связанном с авиационными корнями танкового двигателя, рассказал участник Челябинского отделения Российского военно-исторического общества, один из организаторов «Трашутинских Чтений» Болдырев Андрей Валентинович.
Особую ценность представляло выступление участника боевых действий Седнева Сергея Николаевича. Он не понаслышке знаком с работой челябинских дизелей в боевой обстановке и прямо заявил, что многим и многим они спасли жизнь.
В заключение торжественной части было объявлено о том, что в соответствии с Приказом Генерального директора ОАО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» почетное звание «Лауреат «Премии имени И.Я. Трашутина» присвоено двум работникам ЧТЗ: Курочкину Александру Александровичу – Главному Технологу и заместителю Главного конструктора по дизелям – Бобреневу Сергею Владимировичу. От имени руководства завода, премию вручал Заикин Сергей Анатольевич.
Встреча продолжилась в неформальной обстановке, за чашкой чая. И вместе с обстановкой изменилась и тональность разговора. Каким был Иван Яковлевич в быту. Большинство из присутствующих знали его лично, вместе с ним работали и в КБ, и в диспетчерской цеха, и на испытательном стенде, и на сельхозработах. Поэтому рассказы не прекращались. Иван Яковлевич внимательно прислушивался к мнению специалистов, не зависимо от должности и звания. Так Владимир Николаевич Бондарь, будучи еще лейтенантом-военпредом обнаружил дефект в деталях и поставил соответствующий вопрос. Как-то получилось, что разговаривать с «Самим» пришлось именно ему, а не страшим коллегам. Иван Яковлевич совершенно спокойно выслушал, убедился в основательности претензий военпреда и согласился. Но были другие примеры, когда он жестко отстаивал интересы производства. Как-то та же военная приемка обнаружила на поршнях микроскопическую коррозию и на этом основании приостановила приемку продукции. Вроде бы опасения были резонны, коррозия на ответственной детали недопустима, но и производство встало. Дело дошло до Главного конструктора. Уже поздно вечером в диспетчерской цеха собрались военпреды. Вошел Главный конструктор. Он уже был в курсе проблемы и сразу на русском устном, которым владел в совершенстве, объяснил военной приемке какие температуры в камере сгорания дизеля и что происходит с коррозией при таких температурах. На этом совещание закончилось. Распоряжение ставить «звезду», - клеймо военной приёмки, - было получено. Правда, пришлось проработать всю ночь, сдавая детали, но сменное задание было выполнено.
Работники кадровых служб рассказали, как уважительно относился он к людям. Часто лично просил за своих сотрудников. И при этом был единственным из руководителей завода, который потом благодарил, если его просьба или ходатайство удовлетворялось. Насколько трогательно относился к детям, дело доходило до шалостей, вроде подкладывания конфеты в капюшон куртки. Возможно, из-за этого своего отношения к детям, он и выбрал в качестве места установки бюста – «Детский парк имени Терешковой».
Все участники тепло благодарили организаторов за сохранение памяти Главного Конструктора, за возможность встретиться и поговорить, вспомнить, как создавали двигатели. Говорили о том, что ощутили себя участниками большого дела, наследниками великого челоека. Было решено издать материалы «Трашутинских Чтений».