ТВОРЧЕСКАЯ КЛЯТВА ФЕДОСЕЕВА

Печать

Опубликовано 26.06.2022 20:37 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: ТАО аукцион


Хотите узнать художника – изучите его любимый сюжет. Сюжет с актёрами-пилигримами – любимый у Федосеева. Я знаю пять версий этой картины. И все они проданы. Это значит он не только выразил свой настрой, но и выразил настроение времени.

 

Не всем это удаётся.

Эта версия картины 90-х годов. Когда страна двинулась во все стороны: поехала, заплясала, закуролесила. Но уже тогда я понял, что эта картина не о жажде путешествия, актерского драйва, пилигримства, кайфа выступлений на площадях – а в завершении этого пути в смысле его пройденности, понимания тяготы его. Перед нами молодые, но уже уставшие люди, – у левого актёра голова на плече, локоть опёрся о бедро, центральная фигура тоже полусложена, женская не стремиться показать себя. Это - уставшие люди.   

Кибитка, у которой не видно лошадей, и не видна перспектива – они едут в неизвестность.  

В картине больше рефлексии, чем прочных ответов на вопрос: а куда едем, нужны ли мы кому-то?

 

Картина явно перекликается с большой серией Пикассо, посвященной цирковым актерам, их миру, их судьбам. Знаменитая «Девочка на шаре» - картина о прочности мира цирка, связанного с опасностью: девочка изображает трогательность, невесомость и рискованность этого мира, а огромный мужчина – её и его защиту и страховку.  

У Федосеева этого нет: женщина тонка и ранима, но мужчины не выражают степень защиты её, и этого мира. Кибитка  - в дороге к Неизвестности, на какой-то середине пути, в голом поле. А у Пикассо она стоит на шаре, который постоянно вызывает ощущение земного: мол, мир есть цирковой шатёр, мы шар вертим в руках и ногах. 

У Федосеева актеры выражают состояние тяжкой неопределённости. Крушение СССР дало им свободу, но свобода принесла многие вызовы, риски, тяготы, не знаемые раньше. Действительно выпасть из системы государственного заказа и стать сам-с-усам писатель и менеджер одновременно – это переход, который многие не смогли сделать, оставшись в прошлом.  

Но картина была бы одномерной, если во внутренней динамике на показала иное: тяготы, неопределенность показаны в оптимистическом изводе: усталость актеров не говорит об их сломленности, актриса уставшая, но свежая лицом, а центральная фигура своим видом выражает жажду ответить вызовам: мол, мы готовы к бою. Он не титан, но дух прорыва нем налицо: он явно лидер этой группы и источает уверенность в том, что победа над Неизвестностью будет за ними. И путь не напрасен: дорогу осилит идущий.

 

Эта вещь Федосеева для меня всегда была эмблематической, которая выражала авторское кредо: да, я беру в руки свою судьбу художника, понимая, что за этим последует: творчество, смешанное с борьбой – вкусовщиной самых разных заказчиков, непониманием поисков, требованием заказчиков идти путем попсы, лесть махинаторов и это все – в мире коммерческих сделок, когда родное, привитое к душе, приходится отпускать в чужой дом. Эта картина – эстетический манифест Федосеева: творчество – несмотря на вызов обстоятельств, прорыв, несмотря на настроения, усталость. Достаточно представить, сколько лихорадки привносит один Магнитов со своими проектами, планами, требованиями! – С этим тоже надо работать, прислушиваться к тому, кто лучше о его картинах не напишет, держать марку качества и вообще прислушиваться к веяниям времени за окном.    

 

Иногда я такие картины рассматриваю как договор с самим собой: я выпустил Манифест – и теперь не могу ему изменить. Так делают умные люди, которые понимают, что борьба за профессию будет тяжкой и желание сломаться, изменить себе будет преследовать всегда, они поступают магически: выпускают свою клятву – к примеру, в виде картины – в жизнь, в публичность - и понимают, что теперь отступать нельзя.

Это -  картина-клятва не сворачивать с творческого пути, несмотря ни на что. И он держится этой клятвы.