ДУХ КОШКИ

Печать

Опубликовано 17.10.2022 08:53 , Автор: С.Н. Магнитов Категория: ТАО аукцион


Эту вещь я с самого начала знакомства с ней, а это лет десять, я жаждал приобрести, потому что любая египетская стилистика меня пленяет, потому что замысел точно будет. Это как дорожка из золотых момент обещает клад. И даже если клада не обнаружится – ты уже с деньгами. Но мое грешное свойство – пока я не доразберусь до конца со смыслами, не покупать вещь – меня сдерживает. 

 

Я, конечно, сразу очарован смелостью Федосеева – изобразить в кошачьей позе в стиле кошки молодую голую негритянку, - это сильно. Но что за этим стоит?  

В 1990 году я встретил в Щедринке мою недолюбовницу из Тарту Инну Сибуль. Она стала дамой света, переехала в Питер и от французов скупала наш авангард. И пригласила меня для, по сути, охраны своей персоны. Потом я понял, что совсем это было не зря, потому что художники, увидев её, теряли берега и мне приходилось вводить их в разум. Так я попал в ТЭИИ на Пушкина 10\10, в Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства. Чего я только там не навидался. И вот один художник из совсем непонятных мне и завил: А почему я должен быть понятен, а я хочу быть недоступным, недораскрытым, я хочу остаться Тайной для таких как ты, Магнитов! Разве не в этом задача искусства – быть и остаться тайной, недораскрытой, недостижимой, куда не сунутся грязные ручонки твоего топорного интеллекта! Искусству нужна Тайна, чтобы её не тронули мозги своей грязной логикой. Не все можно и нужно объяснять, отставь человечеству хоть один секрет искусства!  

Это на самом деле это хороший ход со стороны художников: все, что я наваял, не мои руки-крюки, а тайна великая есть, необъяснимая и высокая. И вот мой любимый пример: я стою у Гурова в мастерской перед полотном, изображающем кривую линию с набросанными вокруг неё пятнами краски на черном фоне. Полотно полтора на два! И его друг, извиваясь перед полотном, долбит мне в мозг, что Инночка заработает на вещи страшную сумму в пять миллионов, потому что Гуров отдает её всего за миллион. Инна, отталкивая бокал вина из рук Гурова, говорит: но еще три дня назад Гуров отдавал мне у Катьки (у памятника Екатерины Второй (прим. автора) эту картину за пять тысяч!  

- Тайна, страшная тайна в этом полотне – познание её будет долгим, страстным и эта тайна стоит миллион! – орал приятель Гурова.

Могу ошибаться, но на 2022 год тот миллион сегодня около десяти.

Этот торг мне запомнился, потому что действительно исчерпаность полотна сказывается на цене. Тогда я вышел из положения знанием дела: Гуров твой метод назвать Невыразимое и без-образное Тайной уже использован. Ты опоздал. С Чёрным Квадратом тебе не сравниться. 

И тут подходит Гуров и говорит: Магнитов, знаешь почему меня покупают в Японии? – потому что я умею морочить голову. Именно за морот головы мои вещи и покупает.

Так вот имеет ли право художник заморочить голову зрителю?

Корректная формула: может ли художник внести в картину тайну, которая никогда не раскроется никому другому, притом что будут смотреть на всех с полотна? – Вообще это любимое занятие тайных людей – изобразить символ, знак, выставить его воочию, но чтобы никто ничего не понял, кроме знающих.  

 

И вот тот же вопрос у меня и перед вещью Федосеева, где читаемое не бьется с нечитаемым. Художественная провокация? Кому хочется пощекотать нервы своего вкуса, вперёд!

Сегодня я очень много смотрю роликов о животных, из борьбе, выживании, стиле жизни. И я обнаружил несколько интересных фактов. 

Первый факт – тот, что видов кошачьих, сохранившихся в мире в течение истории – больше, чем каких-либо других видов животных – причём практически во всех широтах и на всех меридианах. Кроме воды. Нет только водных кошек. Есть степные, есть песчаные, есть таёжные, лесные, горные и проч. – и главное любых размеров – от домашнего кота до льва и тигра. Я так понял, с кошками могут конкурировать по разнообразию выживших только змеи.  

Так что же с кошками? Меня всегда удивляла страсть египтян к змеям, скарабеям и кошкам. – Вся остальная животина была выдумана. И я понял, у них есть общее – тайна их жизнеспособность.

Что же кошки?

Первое – это звери. Агрессивные, жесткие изобретательные, конспиративные. 

Второе – это очаровательные милашки, по которым никогда не скажешь, что они имеют звериное начало. Ну неужели барханный кот может вызвать что-то, кроме животного мления любителей животных? Снежный барс никогда не вызовет недоверия – такой бархатный пушистик!

Кошка это дух нежной угрозы, скрытой прелести.

Так почему египтяне считали кошек священными животными? Видимо, поэтому. Но еще потому что кошка всегда источала тайный ум, тайную стратегию и самостоятельность решения. Образ животины, которая «ходит сама по себе» давно в песнях, байках, анекдотах. Египтяне ставили им статуи – в той манере, в какой изображена женщина. Но почему художник ставит фигуру на барабан (!)? Причем даже не на цыпочки, а на пяльцы!? Перед нами смысловой трюк? – это получается юмористический постмодернизм! А не изображена ли здесь сатира на женщину – с её коварством, нежностью, артистизмом, обманной покорностью и даже напомаженной в чёрный цвет? Вот именно в этом момент у меня возникло ощущение, что это некий антифеминистский манифест? Дело в том, что выражение лицо женщины – не «негритянский», у меня никак не появляется ощущение, что передо мной негритянка: слишком странно и вальяжно занавешены глаза, вздёрнутый носик и небрежно сложенные капризные губы. Это выражение вполне нашей женщины – только цвётом черной. Так, видимо, она просто себя окрасила? Или художник осерчал и бросил на холст свои эмоции: если у тебя черная душа и мысли – пусть будет черное тело! Или просто блики брошены темного цвета на белое тело? Вот тут в меня закралось подозрение, что передо мной какой-то трюк в женском стиле? Может, это вообще бронзовая отливка, которая всех делает немного африканцами?

Усугубляет подозрение этакий театрально-цирковой фон – пёстрый, вызывающий, почти феминно-гомосексуальный. Но тогда этот фон провоцирует ощущение скрытой угрозы. Может, это сатира на перверсии?  

 

Часто картина задаёт вопрос: перед нами игра со стилем, или смысловой коллаж? Эту пестроту сегодня называют постмодернизмом, то есть смешением форм, смыслов, тематик, ассоциаций. Часто постмодернисты ставят задачу – запутать читателя или зрителя так, чтобы он мозги свернул и не отгадал. Как соотносятся стойка на пальцах с капризным выражением лица? Это просто физически невозможно. То есть художник всегда хочет быть немного Сфинксом -  загадки которого человек не разгадывает или хотя бы не исчерпывает. Для непознаваемости постмодернисты настолько заворачивали сюжеты и стилевые решения, что невозможно ответить, что перед нами? Причем в постмодернизме важно подчеркнуть, что внешне – вроде бы всё понятно, но как раз после размышления и анализа Непонятность увеличивается!   

Получается, перед нами постоянно Неизвестное, которое надо понимать, открывать, познавать. Это и есть дух кошки, которая всегда непонятна по поступкам и стилю.

Для коллекционеров, которые коллекционируют художественные загадки, – картина просто находка! Особенно для гостей.

Этот эффект мне продемонстрировала та же Инна, когда пришел к ней в гости и на всю стену обнаружил полотно два на два с половиной метра, где было изображено два огромных овальных завихрения с подмалевками и несколько весьма топорных полос и зигзагов. После того, как стало понятно, что за Тарту она обиделась навсегда и мне не светит, я стал изучать сие полотно добросовестно. И, разумеется, разнёс его. Тогда она сказала:

- Магнитов, неужели ты думаешь, что вещь Х…а (я первый раз слышал имя какого-то француза), купленная за … (она назвала сумму, от которой я потерял дар речи, что-то по нынешним временам миллиона полтора) может быть пустой и бессмысленной? Это не картина слабая, это ты пустой – не можешь собой заполнить картину. 

Два удара ниже пояса – но попробуй возразить!

 

Но можно точно сказать: хотите на гостей своих раз за разом производить впечатление – станьте хозяином Духа Кошки.