главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ЭПОХА ПОКОЛЕНИЯ КРАСНЫХ ДИРЕКТОРОВ

Печать

Опубликовано 25.10.2022 09:13 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: ТАО аукцион


Портрет – искушение для художника. Это всегда денежное дело, но авторское начало задвигается в сторону. Суметь авторское начало «втиснуть» в портрет – риск. Дело в том, что не все заказчики принимают изыски автора, полагая, что портрет – это просто большая красивая фотография, которая в виде масла появляется в кабинете. «Изыски» это что-то не от меня, думает заказчик. 

 

Но каждый художник болеет этой проблемой: как не стать простым копиистом, слишком «заказаным». И тогда он внутри себя начинает грезить главной претензией изобразить не человека, а эпоху через него. Этот соблазн живет внутри каждого художника всегда. Но вопрос - как это сделать в жанре портрета? Ведь если сам портрет, само лицо всегда что-то о себе недоговаривает? Как пересилить жанр портрета и перевести его в сюжетную картину?

 

Могу сразу сказать, что я очень люблю этот портрет, исполненный Федосеевым, считаю, что он был прав в портретном искусстве. Не буду называть имя Героя, он, кстати, сам доказал смысл и суть картины тем, что он жив, бодр и в трудах. А картине чуть не 25 лет! А оригиналу портрета в момент изображения уже за сорок!

Но здесь нас больше интересует художественные решения Федосеева в деле перевода жанра портрета в картину эпохи.  

Вообще, что такое портрет? – это копия человека на холсте. Но человек – это характер, тогда как его показать? Это – судьба, - как её показать? Это время, но как его изобразить?

Все художники стремились дать характер выражением лица и жестом – это не отменяется, тут он традиционен. Но как усилить и уточнить судьбоносные элементы? Перед нами суровый статный мощный мужчина – но как выразить его властность? И вот тут сжатые губы, подчеркнуто элитный костюм недостаточны. Ему нужен полусжатый кулак. И кулак должен иметь приложение – и появляется решение – античная капитель, в который упирается полукулак! Великолепное решение.  

Но решение авторское. Которое имеет продолжение, потому что на фоне Героя изображается драматическая картина, позволяющая показать его судьбу и её борения. В левом нижнем углу появляется федосеевский любимый деревенский зимний забор, явно показывающий простое происхождение Героя. Но тогда в правом углу показывается взлёт карьеры – от водной стихии до неба, причём сопровождает карьеру Ангел. Сильный ход.  

Но это и позволяет развернуться интриге: левая сторона совсем иная по смыслу! Показана противоположная картина – на капители колонны спиной изображена огромном мольберте молодая вольная полуголая женщина, на которую сыплются бриллианты и драгоценности. О, это уже интимная тема, которую не все заказчики могут потерпеть. Но этот заказчик этого портрета принял! И перешёл границы просто портрета, став характером эпохи. Дело в том, что знаки эпохи, поданные на фоне полотна, сформировали из простого портрета лицо эпохи. Сама стилистика изображения настолько точно дает знак эпохи, просто диву даешься – как Федосеев его угадал. Впрочем, что тут угадывать – он сам это все прошёл.

 

Почему этот портрет оказался самым титульным у Федосеева?

Вообще мало кто понимает, что портрет – это штука соавторская. Это негласный и гласный альянс художника и Героя. Каждый Герой решает сам – он становится художественным произведением или просто копией. Этот Герой выбрал решение Федосеева, рассказав о себе многое из того, что считается необходимым скрывать. И художник должен убедить заказчика в правильности своих рискованных решений.

Я много знаю портретов кисти Федосеева. Да, они хороши, точны, живы, но они не вошли в классику портретной галереи Федосеева. А этот стал. А потому что заказчик пошел на риск. Эпоха была такая. Это уже не портрет, а картина эпохи 90-х годов. Вещь получилась живой, динамичной, с внутренним конфликтом - показывающим, что такое была эпоха 90-х, когда начали выходить на передний план люди мощные физически, возраста за сорок, с мозгами, и – колоссальной жаждой догнать время в погоне за наслаждениями и кайфом жизни. Но в этом изюминка этого портрета: это человек, победивший искушения ради дела, просто потому что он стоит в статусе, просто на ногах, с молодой кожей, сильными руками. А это значит его не сожрали кровавые риски и соблазны эпохи 90-х, а только сработали на его усиление и мощь. Это картина о Победителе Эпохи 90-х! Если выжил в 90-е – значит уже победил. 

Как ни странно именно на таких выживших в 90-х мастодонтов стоит сегодня Россия. И так как я эту генерацию видел во многих ликах, могу сказать, что именно этот портрет у меня рождает обобщённый образ красных директоров, которые вынесли на себе соблазны, кошмары и взлёты 90-х. Именно они, не понимая, что происходит, на уровне рефлекса спасали предприятия, производства от прямого убийства нашими западными «партнерами», невиданными хитростями, на грани фола, модернизировали производства, личным авторитетом и обаянием оставляли миллионы рабочих, которые не получая зарплаты (!), приходили изо дня в день работать. Как в войну. И сами работали по 12 часов, без суббот и воскресений, временами западая в соблазны, но возвращаясь к своему исконному, поняв, что другой судьбы нет.

Красный директор – это целое поколение 90-х годов. Красный - потому что были и не красные, новый финансовый олигархат. Красными были те люди, которые вышли из СССР с огромными активами, вошли в новый мир, не понимая, как в нём жить. И при всех пертурбациях 90- х они удержали промышленную жилу страны от полного сокрушения либеральными олигархами.  

Так рождает портрет не Героя, а целого поколения красных директоров, о котором ещё скажет свое слово наше искусство. Федосеев - сказал, как о себе. Ведь он тоже «оттуда», из красных директоров. Только в искусстве. 

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция