ФЮНЕС ПРОТИВ ФАСТФУДА

Печать

Опубликовано 15.11.2020 08:00 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: ZDOROVO программа

Мы сегодня изучаем, откуда взялась напасть по имени ГМО. Одновременно хотелось бы показать, что опасность была осознана сразу и протест против ГМО имел свои формы. В частности, в кино. Интересно то, что сразу стало понятно, что ГМО появилось не случайно, а стало результатом распространения фаст-фуда. То есть промышленное питание потребовало промышленного изготовления. И эта пара – фастфуд и химия-ГМО обрели третьего – тайны.
Реакция не заставила себя ждать.
 
Жаль, что телевидение редко показывает, предпочитая показывать «Фантомаса», фильмы, где исполняет роли Луи де Фюнес, с интересным содержанием. Так вот еще в 70-х годах французы сняли комедию с Фюнесом, направленную против промышленного питания с использованием химии.   
Главный герой – эксперт по ресторанному бизнесу Дюшмен. Во Франции есть такая целая профессия, которая сейчас известна нам из мультфильма «Рататуй» - эксперт-дегустатор по ресторанному стандарту питания. Так вот герой Фюнеса – такой эксперт, выявляющий несоответствие стандартам, разоблачающий подлоги. Он снимает с ресторанов «звёздочки» и дает рекомендации в своем одноимённом сборнике-путеводителе по ресторанам.    
Конфликт начинается с важного момента – король фастфуда Трикатель принял решение идти в ресторанную сферу и начал скупать небольшие ресторанчики.  
Сейчас это звучит обычно, по том временам – невероятно. Ведь фастфуд как общепит для бедных не поднимался выше захудалых дешевых забегаловок. Это сейчас для нас придуманная формула «Ресторан быстрого питания» «Макдональдс» звучит привычно, тогда слово «ресторан» и «быстрое» рядом не стояли. Ресторан по определению не может быть «быстрым». И фильм как раз в комедийной форме показывает разразившийся скандал - фастфуд устремился именно в ресторанную сферу, причём изначально снимая главные сомнения – «только натуральный продукт». То есть сам мир элитной пищи, а дальше пищи вообще, оказался под угрозой.
Дюшмен начинает борьбу с разоблачения. И суть разоблачения заключается в комедийном, но показывающим подход, в изображении производства полуфабрикатов фастфуда. Синтезированное мясо, искусственные тушки птицы, политые приправами, резиновая зелень. Сюжет закручен так, что Дюшен с сыном добывают образцы заводской пищи и скармливают перед экраном с миллионной телеаудиторией Трикателю, который корчится от отвращения от продуктов собственного производства.  
Картинка показана гиперболическая. Для 70-х. А по нынешним временам, когда всерьез разговор пошёл о ГМО, который как раз и ориентирован на заводское производство и мяса, и булок, и соусов, - нет. 
Ведь любые расчеты показывают, что сохранить низкую цену, которую держат фастфуды (особенно невероятную при статусе ресторана), можно только одним путем – ухудшения качества пищи. Я в течение пятнадцати лет раз в полгода посещаю «Мак» и беру один набор – гамбургер, чизбургер и ванильный коктейль. Меня поражает цена – она фактически не меняется. Десять лет назад 30-40 рублей и сейчас. Это при значительной инфляции! Как это объяснить? Благотворительностью? Вряд ли. Маркетингом? Вряд ли, себестоимость и логику рынка не обманешь. Значит путь один – «удешевлять» содержание пищи.
То, что она ухудшается, это очевидно. Даже на вкус чизбургер в Москве в середине 90-х совсем не то же самое, что он же в 2013-ом в Екатеринбурге. Идет ухудшение. Внешне ухудшается главное – пропадает мясной запах и вкус. Но как это делается? Тайна.
Как ухудшить незаметно продукт? Ухудшить естественным путём – значит принять формулу гниения продуктов. Это можно заметить и могут не допустить проверяющие органы. Ведь гниение – единственный пока очевидный факт недоброкачественности. Как ухудшить, чтобы не гнило? Ответ только один – путём химического синтеза. Следующий за ними шаг – изменение генного кода продукта. И это становится явлением повальным, касающемся всего вокруг.  
Однажды я шёл мимо свадебного мероприятия, на котором разбрасывались лепестки роз. Розы самых неестественных цветов бросались на голову молодожёнам. Внешне стопроцентная бутафория, они даже не мялись под ногами. Но мой спутник сказал, что это живые лепестки, более того, они приехали из Голландии. Я не поверил: среди них были зелёные лепестки. Взял несколько лепестков, фиолетовый и зеленый. Они хрустнули в руке, как пластик, я помял их и понюхал. Вместо розового аромата дохнуло химической лабораторией, а на пальцах остался краситель, который я не мог смыть полдня. Розы, которые вообще не только пахнут розой, а воняют химическими препаратами - это как? Ещё на свадьбе используются!   
 
Франция осознала опасность ещё в семидесятых, поняв, что инерция фастфуда может погубить целую индустрию питания, а за ней и народ. И Франция защищается. В ней не царствует «Мак» так, как в других странах, в частности, в России. Кинодеятели, в этом, как ни странно, помогли.
Жаль только что то, что смешно в кино, не смешно в жизни.
Фильм я посмотрел с дочерью и надо сказать добился хорошего эффекта. Она сказала: «никогда больше не пойду в «Макдональдс». Только название фильма - «Крылышко или ножка» - я бы изменил: назвал «На острие фастфуда».
Остается только пожелать нашим кинодеятелям, отвлечься хотя бы на секунду от бесконечных сыщиков-бандитов и отреагировать на проблему.