
Одна из ключевых характеристик России – это большие расстояния при малой плотности населения, особенно в восточной части. В этой связи транспорт, как система сообщения между предприятиями, населенными пунктами и регионами обретает стратегическое значение. Другой общеизвестной особенностью нашей страны является холодный климат. Известно, что на большей части территории нашей страны полгода и более лежит снег и это предъявляет особые требования к транспорту. Исторически сложилось так, что в Российской империи и СССР основным видом транспорта была железная дорога. Этому способствовали высокая пропускная способность и относительная независимость от климатических условий (хотя бы по сравнению с водным и автомобильным транспортом). В современной России эта ситуация в общем сохраняется, несмотря на то, что сейчас наибольшее значение сейчас приобретает трубопроводный транспорт, что, впрочем логично
[1].

Из диаграммы мы видим, что железнодорожный транспорт сохраняет своё значение. И устойчивость его работы определяет и будет определять работу многих сфер нашей Родины. В это связи серьезное значение приобретают пересечения линиями железных дорог границ сопредельных государств. Тем более, что у нас есть негативный опыт использования Китайской Восточной железной дороги, когда транспортная артерия явилась орудием шантажа советского руководства и дело дошло до вооруженного конфликта в 1929-м.
Во времена СССР эта проблема не стояла, поскольку железные дороги находились в пределах СССР. Чего не скажешь о современности, когда после распада СССР бывшие советские республики получили независимость. Если говорить конкретно, то российско-казахстанская граница пересекает наши железные дороги в четырех местах.
Те, кто ездил из Челябинска в Омск, прекрасно знает стоянку в Петропавловске-Казахстанском, когда поезд находится на территории другого государства и из вагонов не выпускают. Не будем забывать, что это Транссибирская магистраль, которая с самого своего строительства была и остается стратегической транспортной артерией нашей страны. Другой такой участок лежит между Омском и Барнаулом.
[2]
На картах видно, что севернее также проходят железнодорожные ветки, но ситуация такова.
Кроме Транссибирской магистрали есть еще железнодорожные пути, которые пересекаются границей с Казахстаном. Обратите внимание на левый красный прямоугольник на карте Южно-Уральской железной дороги. Два подобных участка мы имеем в Волгоградской и Астраханской областях.
Таким образом, российские железные дороги в пяти (пяти!) местах пересекаются границей Казахстана. Сейчас отношения России и Казахстана дружественные. Однако не будем забывать, что Казахстан – всё-таки другое государство. Опыт «цветных революций», в первую очередь опыт майданной Украины показывает, что радикальная смена режима – это вопрос пары месяцев. Так что повод для беспокойства имеется.
[1] http://ati.su/Media/Article.aspx?HeadingID=1&ID=3635
[2] Использованы карты отсюда: http://poezd.drezna.ru/jeldor/