главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

«БРАТЬЕВ» МЕЩЕРЯКОВА ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ КАЖДЫЙ. ЧТОБЫ ПОМНИТЬ.

Печать

Опубликовано 11.02.2025 16:09 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Институт эстетической стратификации

Предки заглядывают нам в души.

Картина «Братья» уйского художника Анатолия Мещерякова, уверен, глубоко затронет каждого в нашей стране. Очень и очень многие скажут: «Да это же мой прадед (дед) с братом, только ранен был, тот, что за «белых» воевал». Кто-то заявит, что околыш фуражки был жёлтым[1] или красным[2]. Кто-то заявит, что «так и было, но мои предки были крестьяне, рабочие, дворяне и т.д. Общим будет одно: Каждый в нашей стране, взглянув на картину, скажет, что это именно про его семью. И одновременно про каждую семью в нашей стране.

 

Смута начала прошлого века годов огненным катком прошлась от Балтики до Тихого океана, расколов страну на два схватившихся в смертельной схватке лагеря. Любой, покопавшись в семейной истории, обязательно найдет белогвардейца, красноармейца, раскулаченного, партийного активиста и много кого еще. Многое, по понятным причинам, не афишировалось. Прошедший век был переменчивым. То, что было доблестью позавчера, вчера объявлялось пороком, чтобы стать доблестью сегодня. И то, что кто-то не находит разных «цветов» той Смуты, значит, скорее всего, только то, что об этом было не принято говорить вслух.

Но отголоски Смуты живы и по сей день. Находятся недобросовестные люди, что пытаются бередить старые раны, вновь разжигать почти зарубцевавшийся конфликт. Вновь вбросить в наши умы Нужно ли это нам? В наше-то непростое время? А, собственно, когда в России время было «простым»?

 

В нижней части картины отчетливо проступают красные тона. Это понятные отблески пожаров. Но и явная отсылка к другой работе мастера «Красная Смута»[3], где недвусмысленно показал, что цвет смуты всегда красный – цвет пролитой крови и пожарищ. Тональность меняется с багровой, через туманы и дымы, на светлую и небесную по мере подъема от земного к небесному, от суетного к вневременному, вечному. Туда, где обитают вечные  ценности нашего народа: Мать и Вера.

Два бывших врага – погоны и буденовка ясно это показывают, а ныне – два брата-казака, - в чем не оставляет сомнения сходство черт лица, - отбросили как ненужную тряпку сторону лозунги. Вернулись к тому, кем и чем они были всегда – братьями, членами одной семьи. Где-то позади осталось ненужное им уже оружие. А в реальности проступают мать, дети, Вера, что исстари защищали казаки. Проступают былые войны за Отечество, где были только казаки, Родина и не было разделения на «красных» и «белых».  – Те ценности, на фоне которых принесенные извне лозунги – всего лишь пыль. Но никуда не уходит Трагедия! Трагедия, страшное горе расколотой по живому, еще недавно могучей Родины-матери. И перед этой Трагедией теряется всё временное, наносное, остается вечное: Вера, семья, память предков.

 

Казак с картины смотрит на нас и одновременно за нас. Видит то, что прошли они с братом – кровь и ужас братоубийственной Смуты, и чей призрак проглядывает рядом с нами. Обращается к нам и спрашивает: «Вот и к вам идут испытания. А вы сумеете отбросить весь мусор, чтобы оставить главное? Сумеете научиться на ошибках, за которые мы заплатили кровью и жизнями?»

 

Сила искусства в способности обобщить. Создать Образ, что отразит личное для каждого и в то же время общее для многих. Анатолию Мещерякову, на мой взгляд, удалось показать раскол, что поразил семью практически каждого отдельно взятого гражданина. И, одновременно, Раскол, что поразил всю нашу Родину. И, одновременно, показать надежду, что временное и наносное уйдет и останется только вечное.

Видится, что из картины может получиться отличный плакат, что призывает граждан нашей страны выбросить привнесенные извне диверсионные теории, заткнуть «борцунов», что стараются возродить преодолённый с огромным трудом конфликт. И сплотиться, чтобы не повторить пережитую сто лет назад Трагедию.



[1] Уссурийское казачье войско

[2] Донское казачье войско

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция