Опубликовано 25.12.2024 13:50 , Автор: А.В. Болдырев |
Категория: Изборский клуб |
Изборский Клуб представляет собой одну из серьезных интеллектуальных групп страны, где осмысливаются внутренние и международные интеллектуальные проблемы. И в последнем номере журнала Изборского Клуба показаны идеологические вызовы, которые был брошен всему миру со стороны консерваторов (по крайней мере, именующих себя консерваторами) США, а также внутренними силами. И нам придется на эти вызовы реагировать.
1. Поствыборные США: консерваторы лучше или хуже либералов?
В последнее время принято считать, что с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, там победили консерваторы. Слышны даже реплики в духе консерватор «Трамп – друг России», в противовес либералам, которые в последние десятилетия стали чуть ли не разрешенным в приличном обществе ругательством. Определенные основания к тому имеются. Риторика Трампа в пользу традиционных ценностей на фоне откровенной вакханалии, развернувшейся при уходящей администрации США, например. Однако, сомнения были всегда. Хотя бы потому, что есть понимание: политика, а политика высокая в особенности – дело крайне сложное (от слова складывать). Там взаимодействуют (сотрудничают, соперничают, воюют, мирятся, договариваются, наступают, уступают и пр.) множество интересов и интересиков. И, как ни странно, с победой Трампа, эти сомнения только усилились. Взять, хотя бы музыку, которую он выбрал для сопровождения публичного оглашения своей победы, а именно сингл группы Village People "YMCA" (вышел в 1978 году). Он уже практически официально считается гимном ЛГБТ. И Трамп, значительный фрагмент своей жизни отработавший в шоу-бизнесе, не может этого не знать или не понимать. И музыкальное сопровождение выбирал не за его веселость. Вот и с консерватизмом Трампа всё очень непросто. И здесь существенную меру понимания сложности консервативного идеологического процесса в США вносит публикация Дмитрия Зеленцова «Мир посредством силы - Американские глубинные правые: история и современность» в журнале Изборского Клуба[1].
Перед читателем раскрывается очень непростой мир американского консерватизма, в котором присутствуют минимум две группы, которые в публикации обозначены как «неоконсерваторы» (неоконы») и «правые консерваторы». Представители этих групп присутствуют в самых разных формальных политических образованиях. Их взаимодействие отличается сложностью. Однако именно из консервативного лагеря происходили и происходят наиболее агрессивные планы в отношении СССР и России, в частности планы «превентивной войны» против Советского Союза и коммунизма на рубеже 1940-50-х. Знаменитая Стратегическая оборонная инициатива (СОИ, SDI — Strategic Defense Initiative) Рейгана, - известная также как «Звездные войны», - происходит из лагеря американских консерваторов. Во времена предыдущего президентства Трампа произошло существенное увеличение военных расходов, позволившее Пентагону действовать более независимо от остальной части исполнительной власти; была реализована на практике идея Космических войск; присутствовала двойственность, если не откровенная враждебность по отношению к ООН; произошло расширение НАТО за счёт Черногории; производились поставки вооружения на Украину. В целом, американские консерваторы, на которых в значительной степени опирается Трамп, представляют собой наиболее жесткую, агрессивную, идеологизированную часть американского истеблишмента.
Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить, что мы уже работаем в направлении американских консерваторов и однозначно определили, что так называемые «неоконсерватиры» однозначно не могут именоваться консерваторами. Их правильнее именовать неотроцкистами[2].
Так называемые «правые консерваторы» также вызывают сомнения в своем консерватизме. И в дальнейшем нам предстоит с этим разобраться.
2. О консервативной отрасли с консервативной точки зрения.
Однако Изборский Клуб идет дальше. Не ограничиваясь экскурсом в историю американского консерватизма, он углубляется в консервативную практику в нашей стране.
Образование и академическая наука – одна из консервативных отраслей человеческой деятельности. Именно здесь осуществляется отбор, закрепление (консервация) прошедших проверку знаний и передача их в будущее (в сознание учеников и студентов). И именно осмыслению ситуации в этой сфере с консервативной точки зрения (хоть и не используя понятие Консерватизм) посвящена публикация Василия Колташова, Андрей Коряковцева, Антон Скнаря «Академическая наука как проблема»[3].
Заорганизованность (во многих ВУЗах количество обеспечивающего процесс руководящего персонала превышает преподавательский состав). Подмена научной терминологии псевдонаучной. Подмена содержания объемом. Усложнение текстов (прямо говорится: «поощрение графомании и скудоумия»). Жесткий упор на т.н. индекс Хирша, который формируется на основе количества публикаций в системах ВАК, СКОПУС, РИНЦ — их зачастую приходится покупать. Не менее жесткая ориентация на коммерциализацию науки, то есть контрактные отношения, когда ученый из разработчика превращается в «чего изволите?».
Из публикации однозначно следует, что за прошедшие три с лишним десятка лет «либеральных»[4] преобразований, образование и академическая наука свою консервативную функцию выполнять перестали.
Подводя итог, нужно констатировать: Изборский Клуб задает консервативный тренд в ответ на внутренние и внешние вызовы Консерватизму.
[3] №6 (124), 2024, стр. 94 – 105.
[4] Берем в кавычки, поскольку вопрос отношения Либеральной доктрины (в её имманентном содержании) и внутренней политики России очень неоднозначный. Однако выходит за рамки настоящего материала.