Моё открытие «Воспоминаний» Хрущева
До недавнего времени я считал себя если не знатоком, то по крайней мере компетентным в истории СССР, особенно в её политической части. Но, как это часто бывает в жизни, всегда найдется то, что не знаешь. Но этот случай меня реально шокировал. Причем шокировал сразу по нескольким направлениям.
Буквально вчера я считал, был уверен, что Н.С. Хрущев после своей отставки мирно доживал на пенсии, занимаясь садом-огородом на даче. Этому немало способствовали распространенные фотографии бывшего советского лидера, где мы видим возрастного, усталого человека на лавочке, на складном стуле, в шляпе-панаме, с газетой, с приемником-транзистором через плечо. В общем – идиллическая картина отошедшего от всех дел пенсионера. Каюсь, и я поддался этому настрою. Однако это было далеко не так. В последние годы жизни он, оказывается, надиктовал свои «Воспоминания». Оказалось, что «жизнь начинается не только в 40». Новая жизнь может начаться и в 70, причем жизнь бурная, завязанная на политические процессы союзного и даже мирового уровня.
И мы открываем серию публикаций, посвященных не просто этим «Воспоминаниям», но которые правильнее называть явлением, поскольку с ними связано множество событий, исторических фигур и процессов, которые, - тому есть серьезные основания полагать, - длятся и по сей день.
Самый первый вопрос, который возник, когда я узнал о существовании «Воспоминаний», еще до того, как я открыл книгу - это сам факт моего незнания. Не спешите обвинять меня в невежестве. С таким же успехом в невежестве или умалчивании можно обвинить официальную историографию, школьные и ВУЗовские учебники, многочисленных историков и комментаторов советской истории. Я внимательно прослушивал и просматривал очень многое, что говорилось об истории СССР, особенно в политической сфере, но я не слышал, чтобы Колпакиди, Спицын, другие спикеры от истории и даже уважаемый мною А.И. Фурсов ссылались или как-то упоминали «Воспоминания» Хрущева. Что для меня нонсенс. Неужели, находясь в центре исторических исследований, находясь среди документов, свидетельств, артефактов, они не знали о существовании этого текста? – Вне всякого сомнения, знали. А раз знали, то почему с ним не работали? Почему не ссылались на него? Сам факт существования «Воспоминаний» руководителя такого уровня уже повод для исследования. Вне зависимости от того, объективен автор или нет; хитрит он или «рубит правду-матку»; есть повод задать вопросы: Почему он так написал, сказал, сделал? Появляется возможность сравнить с уже имеющимся фактами, документами, свидетельствами и т.п. Однако официальная и около-официальная историография нет, не закрывает, но старательно обходит молчанием сам факт существования «Воспоминаний» Хрущева. И это само по себе вызывает, мягко говоря, серьезное недоумение. И провоцирует научный интерес.
Но шок и недоумения только начинаются. И даже не с собственно текста Н.С. Хрущева. «Воспоминания» шокируют, начиная уже с предисловия его сына. Оказывается, текст был сначала надиктован на магнитофон, расшифрован, а потом «тайно» вывезен из СССР и опубликован на Западе (?!).
На том самом Западе, на котором публиковались осужденные советским судом Андрей Синявский и Юрий Даниэль. На том самом Западе, где публиковался и будет публиковаться осуждённый по известной 58-й статье, а впоследствии выдворенный из СССР Александр Солженицын. Список можно продолжать, и одна из строчек этого списка занята Н.С. Хрущевым, который всю свою жизнь посвятил борьбе с этим самым Западом. Он размещал советские ракеты на Кубе, тратил средства советских людей на помощь антизападным режимам, стучал по столу ботинком в ООН и грозил «показать им кузькину мать».
Так кто тогда Хрущев? Предатель? Изменник? Диссидент? Как это связано с его судьбой в руководстве «Коммунистической партии Советского Союза, являвшейся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»[1]?
Но интересно и другое. На Западе опубликовали «Воспоминания» человека, посвятившего жизнь борьбе с Западом. Давайте не будем морочить друг другу голову, что на Западе де «свобода слова» и там публиковали всё. Ничего подобного. Там публиковали то, что было нужно и то, что требовалось. Тогда что такое написал Хрущев, что пришлось «тайно» вывозить на Запад, но было востребовано западными издателями?
Здесь же возникает другой вопрос, относящийся к смежной области наших исследований: А кто был Г.К. Жуков? Жуков, который тесно сотрудничал с Н.С. Хрущевым еще с довоенных времен? Который вместе с Хрущевым брал власть в СССР?
Что значит, «тайно вывезли»? Вы как-то представляете, что бывший руководитель страны может что-то сделать тайно? Причем не просто бывший руководитель, но находящийся в негласной опале? – Правильно. Я тоже не представляю. Тогда что произошло?
Некоторую ясность вносит фрагмент из «Википедии»:
«Надиктовал на магнитофон воспоминания, которые при негласном содействии председателя КГБ Андропова, через посредство сексота КГБ Виктора Луи, были вывезены на Запад и на английском языке в переводе Строуба Толботта изданы в США в 2-х томах — в 1970 и 1974 годах соответственно. В ноябре 1970 года по требованию партийного руководства подписал заявление, осуждавшее публикацию мемуаров за рубежом.»[2]
Как «Воспоминания» попали на Запад – понятно.
Но тогда как сие согласуется с «требованием партийного руководства подписать заявление, осуждавшее публикацию мемуаров за рубежом»?! Или Ю.В. Андропов не входил в состав «партийного руководства»? Похоже, что поговорка «У Кремля двадцать башен и ни одной одинаковой» относится не только архитектуре.
Как видим, «Воспоминания» Н.С.Хрущева уже самим фактом своего существования, историей опубликования порождают вопросы, которые стимулируют научный интерес. И мы, по мере сил будем в этом направлении работать.
[1] Ст. 126 Конституции СССР 1936-го года.
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki Хрущёв,_Никита_Сергеевич#Отстранение_от_власти