Марка – это навсегда. Это форма бессмертия, а бессмертие – технически- есть возвращение в память, по сути, меморизация. И вот тут находит коса на камень: как именно политическая задача марки, которое выпускает отдельное государство для своих задач, соотносится с её вечностью.
Вот тут и возникает вопрос: как совмещается политический момент с вечностью марки? Можно ли на вечной марке изображать невечное, момент, политический, коньюнктурный, сомнительный? Короче, имеет ли право государство выпускать времянку или политическую сомнительность?
Возьмём польскую марку о Тадеуше Костюшко, выпущенной в Польше в Советские времена под авторством, с интересным для Польши именем исполнителя - Гейдрих. В те времена было не принято союзникам задавать острые вопросы, поэтому поляки выпускали, по сути, антирусские марки под эгидой антицаристкой тематики. И мы вроде как молчали.
Но сегодня настала пора разобраться. А чего мы собственно возводим в титул? Неудачника, пораженца, провокатора большего раздела Польши (чем до т.н. восстания Костюшко) в конце 18 века. Мы чего его тогда возводим?
Итак, марка о Тадеуше Костюшко – антироссийская, против, в пику, Екатерины Второй, которая разделала его в котлету, держала в плену. Но сейчас это нам зачем? Как относиться к марке, прославляющей неудачника? Более того – как быть Польше, а теперь и Белоруссии, он был православным по происхождению из тех мест, принявшим униатство, начитавшись Вольтера, уехал в США помогать Вашингтону.
И если штатовская история – отдельная парамазня, то польская – показательная: свергать настоящих героев и ставить на попа липовых – это разве мемориальная гарантия для серьёзного государства?
Итак, последняя битва Тадеуша Костюшко у Мацеёвицами. Соразмерные силы – 14. на 15 тыс. войск. Но Ферзен и Денисов переиграли Костюшко как дитя. Вот простой показатель - потери в бою: у Костюшко: 1800 – убитых, 2200 пленных, остальные с позором разбежались, сам он попал в плен. У русских: офицеров – 12, рядовых – около 160. Каково соотношение? Но главное другое – на двести лет после этого боя Польша закончилась. И нам вопрос: Почему в ответ нет памятника братьям Денисовым, поставившим точку на двести лет на польском дешёвом гоноре?
Почему нам не выпустить тут же - в пику – марку о победителе Костюшко – Денисове и его брате? Если политическая баталия в марках – так пусть она будет и с нашей стороны!
Но есть вопрос к Польше, а зачем к нашему глуповатому «батьке» - зачем пестовать неудачников? Или – вариант – жить заслугами чужих героев? Ведь, по сути, Костюшко не прославился ничем, кроме выкупа у Вашингтона его рабов! Все его телодвижения за независимость Шатов во многом мифология, в которой ничего существенного нет. Хотя Штатам виднее в этом случае. Но нам виднее, что в Европе Костюшко, кроме вредоносия и неудач ничего не принёс. Так зачем его полякам пестовать? Или если некого – то хотя бы кого-нибудь? Но на липовых «ком-нибудь» страна не держится. Зачем делать ставки на явные пустые мифы и мыльные пузыри?
Понятно, что для политических целей и бессодержательная фигура пойдёт в актив, но что потом с ней делать? Изучать его бездарность и неудачи?
Вы спросите – критерий какой? На тот момент в России были адмирал Ушаков и гений фронтального созидания Потёмкин, неподражаемый символ военного успеха Суворов – деяния которых задавали мировой формат успеха, на фоне которых результаты Костюшко - просто пигма на шёрстке пса. И уже точно прославлять героя, который жил в российском плену, как в масле, никто бы не стал.
Это один из вопросов Филателистической и Коллекционной Конвенций – можно ли выпускать национальные марки мелким неудачникам?