Почему Венеция, а не Рим?
Важнейшим критерием состоятельности любого явления является его длительность во времени. Не случайно на многих этикетках указывают год основания компании-производителя, а годовщины отмечают со всей возможной значительностью. Для покупателя длительность существования компании является свидетельством стабильности и, соответственно, качества изделия. А празднованием годовщины фирма, учреждение, семья и т.д. заявляет о своей состоятельности во времени как внешнему миру, так и самим себе. И это справедливо. Ибо время – один из самых строгих и справедливых судей в нашем мире.
С этой точки зрения совершенно объясним выпуск итальянским государством серии из двух марок к 30-летию Венецианского кинофестиваля в 1962-м году. Едва ли стоит иронизировать по поводу незначительности даты. Если учесть, что кино в принципе отсчитывает свою историю с 1895-го года, в 1962-м 30-летие – это почти половина всей истории кинематографа.
Однако углубление в историю Венецианского кинофестиваля вызвало недоумение. Вообще-то, это детище Муссолини – фашистского диктатора Италии. Именно при его активной поддержке (по некоторым данным, и по его инициативе) фестиваль был создан и работал первые полтора десятилетия. Более того, до 1943-го года, помимо официального Золотого Льва существовал специальный Приз Муссолини, которым награждались картины Италии и Германии. А теперь давайте вспомним, что в 1962-м году прошло всего 17 лет, как отгремела Вторая Мировая война, 16 как прозвучал приговор Нюрнбергского Процесса. Европа старательно (часто демонстративно) очищалась от нацизма и фашизма во всех видах. И в этом контексте прошлое фестиваля было совсем не безоблачным.
Тем не менее, фестиваль не был переучреждён. Более того, государство Италия выпускает марки, которые прямо указывают на работу кинофестиваля во времена Муссолини. И это никого не смутило.
Мне возразят в духе «Искусство вечно», «Искусство вне политики».
Давайте без пустых лозунгов. Ничто не вечно. Претендовать на вечность может только то, что кем-то регулярно поддерживается и обновляется. Искусство политизировано всегда. Политическая сфера была и остается одним из крупнейших заказчиков искусства. Вспомните изречение политика Ленина, что висело в СССР в каждом кинотеатре: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино.»
И, тем не менее, в 1962-м году Италия отметила 30-летие Венецианского кинофестиваля, включив в эти 30 лет и фашистскую часть биографии фестиваля. И заявила об этом на весь мир. Почему?
Вообще-то ответ лежит на поверхности: Все понимали и понимают, что реальным учредителем был не Муссолини. Реальным учредителем был тот, кто имел все (административные, финансовые, экспертные и пр.) ресурсы для учреждения эстетического конкурса международного уровня. И тот, кто понимал и понимает значение искусства в мире. Это мог быть только Ватикан. Почему? – давайте разбираться.
Тесная связь Ватикана и Муссолини очевидна. Прийти к власти, удержаться у власти в насквозь католической стране, в стране, где находится центр католицизма, без поддержки Папства невозможно. При Муссолини Римская Церковь обрела международную субъектность в рамках Вестфальской Системы в виде государства Ватикан. Римский Престол на протяжении всей своей истории отлично понимал значение и силу эстетического воздействия, поэтому прямо и косвенно курировал европейское искусство. Достаточно вспомнить работы на библейские сюжеты мастеров Западной Европы, которые часто работали по прямому заказу Церкви, выполняя живописные и скульптурные работы для храмовых сооружений. И кто-кто, а Римский Престол не мог просто так пройти мимо «важнейшего из искусств», которое к 1932-му году, во-первых, показало свои возможности, во-вторых обрело отчетливые черты индустрии. Однако напрямую Ватикан не может контролировать светское искусство. И вот здесь посредник в лице фашистского государства оказался весьма кстати.
Таким образом, есть серьезные основания полагать, что реальным основателем и куратором Венецианского кинофестиваля является Римская Церковь. И многие это понимали и понимают.
В заключение хотелось бы поразмышлять, почему Венеция, а не Рим? Если государство учреждает кинофестиваль, то и базироваться он должен в столице государства. Наверное, здесь сработали соображения дистанцирования Римской Церкви от светского и местами «греховного» искусства кино. А также соображения некоего реверанса Венеции, с которыми Папство давно и плодотворно сотрудничает. В качестве примера можно привести IV Крестовый поход, где Венеция выступила финансовым и логистическим оператором и главным выгодоприобретателем, а Папа Иннокентий III благословил поход (правда после) и получил серьезнейшее ослабление конкурента. Прямым свидетельством этого позорного факта и по сей день служит Квадрига святого Марка, что сейчас хранится в Венеции, а ранее украшала константинопольский ипподром.