главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ХОД ПЕТРА ВЕЛИКОГО. ПРИМЕНИМ ЛИ СЕЙЧАС?

Печать

Опубликовано 28.02.2024 21:43 , Автор: А.В. Болдырев Категория: ИНСТИТУТ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

Не все, кто окончил среднюю школу (не в упрек, тема не самая распространенная), но те из выпускников, кто внимательно прислушивался к словам учителя на уроках истории, вспомнят, что Петр Первый не только «прорубил окно в Европу», но еще и произвел коренной переворот в Русской Православной Церкви. А именно упразднил Патриаршество на Руси и возглавил Церковь лично. И все последующие монархи на Российском Престоле также являлись главой Русской Православной Церкви. Непосредственное руководство Церковью осуществлюсь Святейшим Правительствующим Синодом во главе с Обер-прокурором (лицом светским, кстати). Для советских школьников, которым с октябрятского возраста рассказывали о «царском произволе», вопросов не возникало. Захотел и возглавил. Петр Великий относился к категории монархов абсолютных и, как нам представлялось, действовал в пределах своей державы по принципу «что хочу – то и ворочу».

Но по мере взросления и выхода за рамки советской идеологии  и историографии, появились вопросы. А как он смог такое сделать? Если перейти к современным идеологиям, это примерно как губернатор, например, Челябинской области приходит в Челябинскую митрополию и заявляет митрополиту Челябинскому: "Уважаемый, освободите место, теперь я буду руководить митрополией.» Звучит как минимум спорно. В XVIII веке уровень религиозного сознания и роль Церкви в жизни общества были на порядки значительнее. И неправомерное вмешательство могло кончиться катастрофой. Не так давно (по историческим меркам) в Германии полыхала Тридцатилетняя война, которая по сути своей был войной религиозной. В самой России продолжает тлеть Раскол, вызванный реформами Никона. Однако Петр не просто безболезненно взял под контроль над Русской Православной Церковью, но был признан мировыми Православными Церквями. Значит, имел на то основания, которые признавались и церковными иерархами, и паствой. Кроме того, знакомство с устройством церквей некоторых протестантских стран показало, что их церкви также возглавляются монархами этих стран. Собственно простая хронология зарубежных поездок Петра говорит о том, что, скорее всего, решение было принято Петром под влиянием поездки в Англию, где главой Церкви является монарх, а высшим коллективным органом является Генеральный Синод (General Synod[1], англ.).

 

Углубление в историю вопроса показало, что принципиально объединение власти политической и власти духовной богословами обосновывалось задолго до Петра. Концепция Симфонии (Созвучия) Властей была впервые реализована на практике при императоре Константине Великом (IV век). А богословское же обоснование принадлежит (как считает большинство историков) императору Юстиниану I (VI век). В идеале концепция предполагает равноправие (созвучие) властей. Однако на практике как правил склоняется либо в сторону папоцезаризма, либо цезаропапизма с главенством, соответственно, духовной или политической власти. Классический пример папоцезаризма – Ватикан, где духовный владыка является и главой государства. Из действующих примеров цезаропапизма мы уже упоминали Англию. Как видим, что с точки зрения богословского обоснования, что с точки зрения прецедентов в истории Христианства вообще и Православия в частности, у Петра Великого проблем не было. И этим, скорее всего объясняется безболезненность его реформы.

 

Если размышлять о причинах такого шага Петра, то здесь четко просматривается стремление вывести Русскую Православную Церковь из-под влияния Константинопольского Патриархата, который с одной стороны являлся учредителем Московского Патриархата, а с другой, находясь на территории Стамбула, не мог не подвергаться воздействию со стороны Сиятельной Порты. Кроме того, если вспомнить про Ферраро-Флорентийскую Унию, есть серьезные основания полагать, что на Московский Патриархат опосредованно влиял и Рим. А так, создав, выражаясь современным языком, новое юрлицо, Петр освободил Русскую Православную Церковь от всех предыдущих обязательств и обязал Русскую Церковь работать исключительно в интересах Российской Империи.

 

И здесь хотелось бы поставить вопрос о современности. То, что происходит в Русской Православной Церкви сейчас, вызывает недоумение. Откровенная сдача РПЦ украинской канонической территории в сочетании с позицией Константинопольского Патриархата наводит на мысли о восстановлении в 1918-м году в России не только Патриархата, но и подчиненности Москвы – Константинополю, а также действовавших в XVII веке обязательств. Может быть, настала пора повторить действия Петра Великого?

С другой стороны, очевидно и другое. Россия начала XVIII века и Россия XXI века принципиально разные явления. В нашем случае с точки зрения положения РПЦ. Если при Петре Православная Церковь была практически единственной легальной религиозной организацией, то сейчас, и общее количество верующих, и доля православных меньше. Если исходить из соображения, что «Вера, что Бога нет – тоже Вера», то после десятилетий воинствующего атеизма в нашей стране к традиционным конфессиям добавилась еще одна значительная «конфессия» – атеисты. Тем не менее, повод подумать, наверное, есть.



[1] Часто переводя как Собор

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция