главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

3. ТРУДНАЯ СУДЬБА ПАТРИОТА

Печать

Опубликовано 19.01.2023 05:30 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: ПАТРИОТИЗМ (монография)

Я начну со статьи 2005 года, которую в своё время не напечатали нигде, потому что она вызвала шок, несмотря на мой интеллектуальный авторитет и очевидность выводов.   

 

ТРУДНАЯ СУДЬБА ПАТРИОТА

То, что вызывает споры, лучше рассматривать с малого – со слова и его изначального смысла. Патриотизм происходит от слова со значением «отец» (латинского – патрио: patrio, с однокоренными padre, pater, patron) и суффиксом идеологичности «изм». Патриотизм, поэтому идеология преданности Отцу и месту, которым Отец располагает - Отечеству.

Возникает несколько вопросов.

Первый вопрос: если есть идеология преданности Отцу, то есть ли идеология преданности Матери?  

Второй: обозначают ли одно и то же разные слова: «Родина» и «Отечество»? Если это одно и тоже, почему существуют разные слова? Закон экономии Языка не позволяет по отношению к одному и тому же использовать разные слова. Если различие значений есть, то в чём оно заключается?

Третий: стоит ли отличать эти идеологии, ведь вроде бы они обозначают одно и то же?

Если брать идеологии порождения – родовые идеологии: национализм и патриотизм, то первое тяготеет к преданности женскому началу (Матери), а второе – мужскому (Отцу). Казалось бы, какая разница? Зачем отличать одно и другое?

Разница есть. Преданность матери совсем не то же самое, что преданность отцу. Быть преданным матери, как показывает история и жизненная практика, проще, чем быть преданным Отцу. Материнское начало – начало приязни, ласки, нежности. Отец же несёт во многом формативное, негативное, принудительное, жесткое, наступательное начало. А любить принуждение всегда несладко.

Но что такое отец в обобщённом виде? Ведь у частного человека свой отец, о каком Отечестве идёт тогда речь?

Традиция сформировалась в римские времена – времена тотального развития государственности. Латинская традиция начала отличать родину и отечество как место рождения и форму подчинения. Столкновение двух начал сформировали приоритет именно патриотизма, поскольку Рим вёл политику политического экспансионизма. Чьи-то родные земли захватывались римскими войсками, и эти земли становились частями Государства и его воплощения – Отца, Римского Императора.

Получается, с римских времён патриотизм стал формой преданности государству и её лицу – императору. И эта традиция сохранилась до 20 века. Все государства старались сформировать государство как отечество, а своего лидера как Отца. Классический вид эта формула приняла во времена Сталина, которого называли Отцом (один) народов (многих).

Но именно это стало причиной внутренних коллизий многих людей. Отечество любить и быть ему преданным оказалось сложнее, чем любить Родину. Над Родиной открыто в печати никто не глумится, а вот над государством - сколько угодно.

Активное наступательное начало обречено на большие ошибки, чем начало порождающее. Если с Родиной ясность есть, то с Отечеством нет. Мать – всегда одна, а отцов может быть много: биологическим может быть один, воспитать может другой, перевоспитать – третий, а есть ещё духовный отец, есть отец мастер-наставник. Проблемы! У христиан вообще трудности с патриотизмом, потому что для них отец – небесный, он же и царь небесный небесного царства, перед которым все земные царства сплошное недоразумение. Поэтому христиане должны быть патриотами как России, так и Африки - одновременно. То есть отцовство может стать предметом выбора, а выбор предметом торговли, которая всегда тяготеет к выгодности. И вот здесь сохранить преданность своему Отцу сложнее всего.

Это одна сторона дела. Но активное начало может быть и само изменчивым и изменным. Если отец может предать семью и детей, то мать нет (речь, конечно, идет о женщинах-матерях, не потерявших этого облика). Сколько раз Государство становилось на путь национальной, родовой измены? Сколько раз Отец бросал своих детей в топку истории во благо государства? Как же после этого быть преданным коварному и неверному Отцу, как быть преданному коварному и жестокому государству?

Но чувство неприязни погашается пониманием, что без Государства и Родина не состоится: без мощи Отечества Родина останется беззащитной жертвой чужих колониальных притязаний.   

Вот здесь и проверяется на прочность патриотизм – признать трагические ошибки отцов, не забывая об их исторических прорывах и выполненной миссии. Патриотизм не столько бессознательная любовь, сколько осознанная преданность Отечеству, несмотря на нелюбовь к нему. Это очень трудная судьба. Любить можно на расстоянии, а быть преданным на расстоянии нет. Это не просто чувство, это и действие, которое невозможно делать вне государственной воли.

Либералы такую перспективу расценят как самоистязание. Однако следует напомнить, что Государство, как и любой отец, имеет свой жизненный предел, и власть переходит к сыновьям, у которых есть перспектива быть лучше, быть умнее, быть сильнее, быть национальнее. У сыновей есть перспектива, став отцами, создать государство, способное воссоединить его как Отечество с Родиной. Судьба трудная, но благородная и благодарная.  

 

Теги: патриотизм, отец, мать.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция