главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

КТО БЫЛ ИВАН ПОЧИТАЛИН? – ЗАГАДКА ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ПУГАЧЕВА

Печать

Опубликовано 27.08.2023 14:22 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

Советская, а вслед за ней и современная историография, когда описывает пугачевский рейд, как правило, упоминает самого Пугачева, его атаманов (Грязнова, Белобородова и пр.), национальных вождей (Юлаева, Канзафа́р и пр.), но обходит молчанием главный военно-административный орган армии Пугачёва – Военную коллегию (или Государственную военную коллегию).
А между тем, это был очень серьезный и полномочный орган управления. Члены (судьи) и секретари военной коллегии были ответственны за составление манифестов и указов, издаваемых от имени «императора Петра III», поддержание связи и координации действий с регионами рейда, пополнение и распределение денежной казны, запасов вооружения, пороха, продовольствия и фуража. Военная коллегия являлась главным судебным органом восставших, ответственным за разбор жалоб и проведение наказаний и казней .
 
В том, что члены коллегии, вроде авторитетных и опытных казаков вроде Ивана Творогова или Максима Шигаева способны судить, карать и миловать в соответствии с обычаями казачества сомневаться не приходится. А вот в том, что коллегия, состоящая из малограмотных крестьян и казаков, сумеет на регулярной основе организовать подготовку и распространение указов, координацию действий регионов, управление финансами, получение и распределение оружия, продовольствия, фуража и пр. стотысячного войска в боевых условиях – есть сомнения. Как и в том, что ситуацию спас беглый подпоручик Шванвич . Однако мы исходим из факта, что, несмотря ни на что, пугачевцы не чувствовали затруднений с поставкой продовольствия практически в ходе всей осады Оренбурга . Значит коллегия необходимыми знаниями и навыками обладала. Значит, члены коллегии умели вести учет и планирование, организовывать логистику в условиях боеовой операции. Значит, обладали властью и полномочиями, чтобы их распоряжения выполнялись точно и в срок. Тогда кем были её члены? Где их готовили? Явно не в крестьянских хозяйствах вечерами после полевых работ.
Крайне интересна фигура руководителя коллегии Ивана Почиталина. Официальная версия гласит, что на момент назначения секретарем Пугачева ему было около 18 лет. С сентября 1773-го он секретарь Пугачева, а с ноября – «думный дьяк Военной коллегии».
В допетровские времена думные дьяки представляли собой, выражаясь современным языком, «сотрудников аппарата» Боярской Думы – то есть относились к высшему чиновничеству государства. А это не просто титул. Это серьезные профессиональные знания и навыки. И работа Военной коллегии показывает, что в случае Почиталина, титулование соответствовало содержанию. 
Официальная версия гласит, что именно он был автором первого «царского» указа. А теперь небольшой эксперимент: Попробуйте написать указ от имени, ну, скажем, главы района, в котором вы живете. Получилось? Явно нет. А Почиталин написал. Более того, если взглянуть на фотографию этого указа, то видно, что писал человек, владеющий пером профессионально. Просто сами попробуйте выдержать ровно как в указе строчки на нелинованной бумаге. Ровные строчки и ровные буквы выдают руку профессионала, а не грамотного казачьего сына.
История знает пример Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал полком. Однако, это была Красная Армия, где круг обязанностей командира полка достаточно ограничен, полк не 100 000 человек, а авторитет командира обеспечивался всей структурой командования, включая её карательную составляющую. Хотя, личный авторитет также имел значение. Кроме того, Гайдар пришел командовать полком после окончания курсов «Выстрел», где тогда преподавал, например, генерал-лейтенант старой армии, кавалер Ордена Св. Георгия VI и III степеней Н.С. Триковский.
Совсем другое дело казачья вольница, где каждый атаман считает своим долгом задать вопрос: «Ты кто такой, чтобы тут командовать?» И здесь не только гонор привыкшего к самостоятельным действиям и силой доказавшего своё право командовать матерого бойца, но и вопрос жизни и смерти – вопрос доверить или не доверить новому командиру жизни свою, и своих подчиненных. Допустим, имел значение авторитет Пугачева. Но Пугачев-то не мог постоянно стоять рядом с Почиталиным.
 
Повторюсь, мы исходим из факта, что, несмотря ни на что, пугачевцы не чувствовали затруднений с поставкой продовольствия практически в ходе всей осады Оренбурга. Тогда возникает вопрос, кем и чем была Военная коллегия Пугачева? Кто и что был Иван Почиталин?
И практически не остаётся сомнений, что Пугачевский рейд не был «крестьянской войной», как трактует историография советская и повторяет современная. Но явлением очень сложным с участием многих и очень серьезных сил.
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция