главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ОПЕРАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НА СВОЮ СТОРОНУ СТАРООБРЯДЦЕВ.

Печать

Опубликовано 01.09.2023 21:07 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

История взаимоотношений старообрядцев с проектом «Пугачев» прошла сложный путь от вдохновления Емельяна Пугачева на самозванство и Иргизе, поддержки на Яике - до сдачи его правительственным войскам на Узенях. Фактически развернулись на 180 градусов, начавшись и закончившись в одних и тех же местах – одном из мощнейших старообрядческих центров тогдашней России.

 

Какой-то момент интересы старообрядцев разошлись с интересами других участников проекта, и старообрядцы могли просто отойти в сторону. Но они пошли дальше - сдали Пугачева властям и фактически свернули проект. Без лидера, без объединяющей фигуры проект превратился в совокупность разрозненных выступлений, подавление которых стало вопросом времени. Есть все понятные основания полагать, что старообрядцами двигали не только религиозные побуждения – понятие Святой Руси не было для них пустым звуком. Они не любили Власть и Церковь, но всегда оставались патриотами России. И когда картина масштабной операции по расколу России по Уралу стала очевидной, они сделали выбор в пользу Державы.

Тем не менее, для такого разворота должны быть очень серьезные предложения со стороны Власти. Что это могли быть за предложения?

 

Старообрядцы и по сей день остаются крайне закрытой структурой. Поэтому найти какие-то прямые документы об их договоренностях с Екатериной и правительством в открытом доступе почти невозможно. Однако косвенные признаки позволяют предположить, что за договоренности были достигнуты масштабные. Мы посмотрим, что произошло в России в последней четверти XVIII века и позднее по линии старообрядчества. Закрытые договоренности шаг за шагом приобретали документальный узаканивающий характер.

По данным ресурса «Русская вера»[1]:

«При содействии Григория Потёмкина 11 марта 1784 года был издан высочайший рескрипт, дозволявший старообрядцам, живущим «в белорусском, малороссийском и екатеринославском наместничествах», «службу Божию отправлять по их обрядам». Документ содержал указание местным архиепископам выделить священников для этих богослужений на основании прошений старообрядческих общин. Годом ранее специальный синодальный указ вводил запрет для священников использовать наименование «раскольник» для сторонников старых обрядов.

При учреждении Таврической губернии в 1785 году между Днепром и Перекопом определялись места для поселения старообрядцев, предусматривалась возможность получения общинами староверов священников от таврического архиерея. К Таврической епархии в этих же целях приписывались слободы старообрядцев в Черниговском и Новгород-Северском наместничествах.

В декабре 1787 года Потёмкин-Таврический выделил обширные земли для строительства старообрядческого (Корсуньского) монастыря на территории Екатеринославской и Херсонесской епархий. Монастырю суждено было сыграть важную роль в становлении единоверия — политике воссоединения официальной Русской православной церкви со старообрядцами на условиях компромисса. Потёмкин не просто добился разрешения на строительство монастыря, но и преподнёс ему значительный личный дар. …

… Потёмкин сформулировал концепцию, которая позволила обойти «клятвы» (проклятия), наложенные на «раскольников» официальной Церковью ещё в XVII веке: «Клятвы положены не на обряды, а на тех, кто из-за этих обрядов уклоняется от церкви»

По свидетельству того же ресурса, «указами Екатерины II старообрядцам были гарантированы некоторые права в судебных разбирательствах, возможность занимать должности и записываться в сословия.»

Существует множество свидетельств экономического рывка старообрядцев в XIX веке. Однако очевидно, что основы этого рывка закладывались значительно раньше. Ресурс «Bullerbu»: «К концу XVIII века старообрядцы прибрали к рукам практически всю торговлю в Нижегородском крае и Нижнем Поволжье. Они владели хлебными пристанями, судостроительными верфями и прядильными мануфактурами.»

Что касается Урала, то даже в 20 веке сохранились все показатели тотального приоритета старообрядцев в заводах, в городах (к примеру, город Касли был полностью старообрядческим еще к октябрю 1917 года), в торговле, в «промышлении» (в старательстве). Миасс был столицей старообрядческого монашества с огромным Миасским женским монастырем и огромной старательской общиной. А цепь поселков под общим названием Единовер – от Сатки до Порогов – где построена силами староверов и иностранных партнёров первый в России ферросплавный завод?

Проступает картина результатов масштабных, но не явных, и религиозных, и экономических, и правовых послаблений и льгот старообрядцам со стороны Екатерины в последней четверти XVIII века. И появляются основания полагать их следствием сдачи старообрядцами Проекта Пугачев и лично Емельяна Пугачева. При этом она получала отказ от прямого их сотрудничества с католическим папством, которое, как есть серьезные основания полагать, участвовало в «подговоре» Филарета и его союзников в деле выдвижения Пугачева. Не надо забывать, что в случае победы, Пугачев мог подписать унию с Папой (прецеденты перехода старообрядческих общин на юге России под покровительство Святого Престола были) и Россия потеряла бы Урал и Сибирь в религиозной смысле. 

 

Таким образом перед нами гениальное и спасительное решение Екатерины – расколоть единый фронт самозванца – и она это сделала.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция