главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

НАТИСК ОБЪЕКТИВНОСТИ, ИЛИ «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ 1978»

Печать

Опубликовано 17.10.2023 13:29 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

1.

Если вспомнить, что осталось в голове советских школьников о Пугачевщине, то все, в общем, сводится к трехзвенке Оренбург – Казань – Нижняя Волга. Да, что-то было и в других местах. Вспоминались имена Грязнова, Белобородова, Юлаева и пр., что немного действовали в разных местах Вспоминалась хрестоматийная картина «Уральские рабочие привезли Пугачеву пушки». «Крестьянская война», «предатели богатые казаки» и т.д. И советская эстетика действовала, в общем, в этом ключе. Тем неожиданнее было пересмотреть фильм «Емельян Пугачев», вышедший на экраны СССР в 1978-м году. Особенно в контексте открытий, сделанных нами в процессе нашего исследования.

 

Прежде всего, нужно обратить внимание на задействованную в фильме «тяжелую идеологическую киноартиллерию» в лице сыгравшего главную роль Евгения Матвеева. Он и так был серьезно задействован в советском кино в идеологически положительном контексте. Так еще буквально за два года до «Пугачева», в 1976-м году он появился на всесоюзном экране в роли здравствовавшего еще Генерального Секретаря Л.И.Брежнева[1]. Так что Пугачев в его исполнении понимался исключительно как положительный герой-вождь народа на пути к прогрессу. А собственно Пугачевщина – как явление исторически положительное.

Остальные актеры – также из числа звезд советского кино: Петр Глебов, Вия Артмане, Борис Гналкин, Вацлав Дворжецкий, Виктор Павлов, Федор Одиноков, Тамара Семина и др. – Руководство советского кино ответственно подошло к задаче.

Однако в фильме появились моменты, которые советская историография обходила, а то и прямо замалчивала. Но давайте по порядку.

«Трехзвенка» сохранена. Из двух серий фильма - полторы Пугачев чем-то занимается под Оренбургом: Объявляется царем. Пьянствует, а потом с пьянством борется. Устраивает засады (успешные) на правительственные войска. Женится. – Много чем занимается. Наконец из-под Оренбурга уходит. И волшебным образом оказывается под Казанью. По ходу дела и между делом (не иначе как телепортом) успевает инкогнито побывать на Дону. А дальше его где-то предают и сдают властям казачьи вожаки.

Так же как и в учебниках истории, Урала нет. Дальше упоминания о пушках и людях с Урала упоминания нет. Ну, еще в разговоре за столом звучит реплика «надо бы на Урал идти». Всё! Советская историография через «важнейшее из искусств» упорно замалчивает Урал.

Почему-то под Оренбургом объявляется Михельсон. Прямой подлог, непонятно зачем? Здесь он раза в два моложе, чем в фильме 1937-го года, что больше соответствует реальности, но советская установка на показ правительственных войск в отталкивающем виде сохранена. Михельсон представлен с неприятным акцентом, его играет латвийский актер Вилнис Бакерис. Будем честны, прибалтов в Союзе не особо любили. И производит не просто приятное, отталкивающее впечатление. Между тем даже нацисты в кино 1970-х показывались обаятельными злодеями. Один только Шеленберг (Олег Табаков) или Мюллер (Леонид Броневой) в «Семнадцати мгновеньях весны» чего стоят!

В школьных учебниках по понятным причинам про женитьбу Пугачева не писали, однако линия на оправдание Пугачева сохранена. Екатерина – понятно: «Свергла мужа с законного трона». А  Софья, Жена Пугачева до самозванства, показана прямой предательницей, что прямо сдала мужа властям.

Здесь всё идет, в общем, в идеологической канве.

Однако по сравнению с версией 1937-го года, и даже по сравнению учебниками истории в киноверсии 1978-го появились принципиальные дополнения.

Самым важным видится появление на экране Игумена Филарета, по сути вдохновившего и благословившего Пугачева на самозванство. Он же показан как союзник пугачевцев и к нему Пугачев предлагает отправиться «Яикской императрице» Устинье после разгрома под Оренбургом, чтобы спрятаться в безопасном месте. Появление на экране Церкви, пусть даже не официальной (на что прямо в фильме не указывается) в качестве вдохновителя прогрессивного с точки зрения официальной идеологии явления – нонсенс. Церковь всегда ассоциировалась с мракобесием, «опиумом для народа» и пр. Но факт есть факт. В фильме Церковь показана на стороне «прогрессивных сил».

Официальная точка зрения говорила про «крестьянскую войну», в которой немного участвовали башкирские джигиты Салавата Юлаева. Однако в батальных сценах значительное, если не главное участие, со стороны Пугачева принимают башкиры. И исторически это верно. Кстати сам Салават показан не один. А вместе с отцом – Юлаем Азналиным, что более чем необычно для советской историографии.

Конфликт казаков и Пугачева показан не на официально принятой «классовой основе» - бедные-богатые. А на кастово-национальной. Казаки отказывались понимать и принимать симпатии Пугачева по отношению к крестьянам и инородцам. А донцы и вовсе предпочли «воле» царскую службу. Что соответствует действительности.

То есть киноверсия Пугачевщины 1978-го года выглядит местами более близкой к действительности, чем официальная историография. Почему?

 

2.

Прежде всего, страна научилась читать, в том числе в буквальном смысле. И несовместимость казаков и крестьян в «крестьянской войны» видели даже поверхностно знакомые с казачеством на уровне входившего в школьную программу «Тихого Дона». Реальная – истребительная именно на Урале - Пугачевщина проступала в исследованиях краеведов и на уровне местных музеев.

Нестыковки официальной версии проявлялись всё больше и больше. С этим натиском требований объективности нужно было что-то делать.

С другой стороны, конец 1970-х – время, когда Советский Союз начал трещать по швам. Да, с виду всё было в полном порядке, но умные и знающие люди видели и понимали реальную картину. В Русской Православной Церкви набирали силу экуменические тенденции. – На практике это означало союз с Римом. Тихо поднимал голову национализм и не только прибалтийский (которого не видел разве что слепой), но и башкирский – в сердце страны. Так может быть поэтому была предпринята попытка с одной стороны, дать людям в кино немного реальной истории, а с другой - представить Церковь и башкир революционно-прогрессивными, а значит «идейно близкими» официальной идеологии? Попытка обновить ослабевающие скрепы СССР? Возможно, этим следует объяснить появление в главной Евгения Матвеева, - что у кинозрителей ассоциировался с Брежневым, - роли народного лидера?

Так вот сегодня новый этап натиска требования объективности. Нужно снимать другие фильмы о Пугачеве и Пугачевщине, где главными героями станут спасители, а не погромщики Отечества – та же Екатерина Вторая и Михельсон.



[1] Фильм «Солдаты свободы»

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция