В биографии Петра III, что реального, что самозванца Пугачева, есть серьезный пробел с точки зрения легитимности. Что тот, что другой не коронованы. И если с реальным Петром всё достаточно просто – он просто не успел короноваться. Как правило, после смерти монарха выдерживался траур, после которого устраивались коронация и коронационные торжества. Судьба Карла Петера Ульриха – Петра III решилась до окончания траура по Елизавете Петровне. А вот с Петром III – Пугачевым не понятно ничего. Давайте разбираться
Начнем с того, что коронация – акт божественного освящения власти монарха – легитимация Свыше, Абсолютной властью. После смерти предыдущего монарха следующий пребывает в состоянии «и так понятно, что он будет править, но официально не правит»: ему подчиняются, его признают вовне и т.д (жизнь в стране не останавливается). Но реальную, легитимную власть он обретает только после коронации. Теоретически, если кто-либо из имеющих права на Престол, каким-то невероятным способом, в этот момент организует себе коронацию, править будет он.
Итак, почему Петр III - Пугачев не организовал себе коронацию, ведь без коронации он монарх условный? Почему не исправил это серьезнейшее упущение?
Не было времени? – Едва ли. Сидя под Оренбургом, он нашел время на сомнительную женитьбу, а на коронацию – не нашел. Хотя вопрос узаконивания, легитимации власти – первостепенный хоть для реального монарха, хоть для самозванца.
Версия недоступности официальной церковной власти, что короновала предшественников Петра III и Екатерину, отпадает сразу. По массе причин, что будут понятны чуть ниже.
Сомнительно, чтобы старообрядческие иерархи считали себя не в праве короновать Петра-Пугачева. Наоборот, именно себя они считали истинной Православной Церковью со всеми вытекающими правами.
Очень и очень маловероятно, что Пугачева и окружавших его старообрядческих иерархов останавливало наличие на престоле официально коронованной Екатерины. Согласно риторике Пугачева, она – преступница, покушавшаяся на жизнь официального наследника Престола. Престол заняла в нарушение порядка престолонаследия, то есть также преступно. Столичные иерархи, что её короновали – такие же преступники и соучастники. И вообще вся их церковь вместе с Синодом, что подчиняется всё той же Екатерине – явление сомнительное с точки зрения Православия, что унаследовано от Константинополя. В общем, с какой стороны ни посмотри, препятствий со стороны столиц не просматривалось, как и резонов обращаться за коронацией в официальную церковь.
Возможно, Пугачев и его кураторы хотели, чтобы акт коронации свершился в Успенском Соборе Кремля, как было до и после. В пользу этой версии говорит пример другого самозванца – Лжедмитрия I, что венчался на царство в Успенском Соборе[1] в 1605-м году.
Но тогда после таянья снега, открытия дорог и вскрытия рек, Пугачев должен был, «приветствуемый ликующими подданными» направиться в Москву. Благо, путь был отработан еще Разиным – вверх по Волге. Однако направился не только не в Москву – на запад, но наоборот – на Урал, на восток. Получается, что Успенский Собор Кремля Пугачева и его кураторов не интересовал.
Но тогда чем не устраивал любой другой храм или город, коих на его пути попалось немало?
Нужно помнить, что коронация – акт божественный, сакральный. Он не может проводиться абы где, поскольку автоматически сакрализует город и храм. И дальнейший перенос едва ли возможен. Напомним: политическая столица Российской Империи находилась в Санкт-Петербурге, но коронации проходили в Москве. Аналогично польские короли короновались в Кракове, а не в Варшаве. Так что случайный выбор здесь неуместен.
Однако и обойти коронацию Пугачев не мог.
Напрашивается вывод: Ему нужен был какой-то конкретный город, какой-то конкретный храм, который он сделал бы сакральной столицей своего царства. Но захватить и закрепиться в этом городе ему не удалось.
Наши исследования дают всё больше и больше аргументов к тому, что этим городом должна была стать Сатка. Но это – тема отдельного исследования.
[1] На самом деле процесс был сложный. Мы только акцентируем внимание на самозванстве, Москве и Успенском Соборе.