
Мы регулярно ставим вопрос о разрушительной сущности действующих в России и других профсоюзов, в основе которых заложено марксистско-троцкистское понимание задач и стратегии профсоюзов. Сейчас профсоюзы, так или иначе, формируются по «классовому» принципу, и ставят задачу «защиту интересов работников», прежде всего от работодателей. Элементарный здравый смысл показывает разрушительный заряд такой марксистско-троцкистской установки. Производство есть результат объединения работника и работодателя. Их встреча и совместная работа порождают продукт. И если мы начнем «защищать», а если называть вещи своими именами – противопоставлять работника и работодателя, то получим противоборство и взаимное уничтожение, а общество потеряет продукт.
В таком виде профсоюзы нас не устраивают. Однако мы стараемся придерживаться принципа «Критикуешь – Предлагай» и попробуем начать отвечать на вопрос «Так нельзя – а как надо?». В такой ситуации обычно начинают с того, что присматриваются к тому, что делаю другие.
Аббревиатуру SAE знает каждый, кто имеет дело с автомобилями. Масло – естественная потребность любого механического движения и автомобилисты неизбежно сталкиваются с «маслами по SAE», при этом, не задумываясь, а что, собственно это обозначает? – Название компании-изготовителя? Марка конкретного масла в линейке нефтепродуктов? Обозначение стандарт? и т.д.
Лично моё знакомство с SAE состоялось в начале 1990-х, когда я, тогда еще молодой инженер столкнулся с картерами маховика и сцепления, изготовленными «по SAE». Тогда я не особенно вникал, принял к сведению, что это что-то вроде ГОСТа, только импортное и просто взял в работу присоединительные размеры.
Понимание, что SAE – это не просто «что-то вроде ГОСТа», но нечто принципиально другое, пришло после знакомства с ASME – другого подобного явления. Тогда я, обладая уже некоторым инженерным опытом, начал работать в иностранной компании и в качестве руководства для работы с сосудами под давлением меня обязали ориентироваться на стандарт ASME. На тот момент я был погружен в англоязычный контекст и не смог просто так, не вникнув в смысл, пропустить в сознании эту аббревиатуру. И с удивлением обнаружил, что ASME – это Американское общество инженеров-механиков (англ. American Society of Mechanical Engineers). Для меня, до этого жившего во вселенной Государственных и Российских стандартов, где стандарты разрабатываются, внедряются и обязываются к использованию государством, это был шок: Как может какая-то негосударственная организация заниматься стандартами?! Для привыкшего на уровне рефлекса к прямо закрепленной в законодательстве формулировке «несоблюдение стандарта преследуется по закону»[1], это было за пределами понимания.
Выполнив свою работу, как мне было сказано, я обратился к своим иностранным коллегам с просьбой разъяснить мне ситуацию. И задал вопрос: «А что будет, если я не буду следовать стандарту ASME»?
Коллеги понимали, что я из другой страны и вежливо улыбнувшись, объяснили мне, что я могу действовать не в соответствии со стандартом. Но тогда мои изделия физически не присоединятся к выполненным по стандарту изделиям потребителей. У фирмы отберут сертификаты, поскольку сертифицирующие организации ориентируются именно на эти стандарты. Произойдет еще множество не наказуемых по закону, но действенных вещей. Проще говоря, фирма вылетит с рынка, а работники пойдут на улицу. Примерно как в перестроечном анекдоте:
«- Василий Иванович! Сейчас «Перестройка», я могу тебя критиковать и мне за это ничего не будет?
- Да, Петька, ничего не будет: Ни премии, ни путевки, ни ребенка в детском саду…»
На основе этого нового и где-то шокирующего для меня опыта я присмотрелся к стандарту, который был на слуху в моем автомобильном прошлом.
Оказалось что SAE – просто обозначение стандарта, но SAE International — глобальная профессиональная ассоциация и организация по стандартизации. Ранее называвшаяся Сообществом автомобильных инженеров. Её деятельность охватывает научные изыскания, результатом которых являются публикуемые, внеджряемые и постоянно обновляемые стандарты. Организация насчитывает более 138 000 членов по всему миру. Обращаю внимание: членство предоставляется частным лицам, а не компаниям. Отсюда возник здравый вопрос: Как группа частных лиц, пусть даже очень большая, умудряется заставлять использовать свои стандарты промышленные гиганты на уровне крупнейших промышленных корпораций не только в автомобилестроении, но и в судостроении, тракторостроении, аэрокосмической отрасли?
Ответ пришел, когда я взглянул на список ключевых персон организации: Эндрю Л. Райкер, Генри Форд, Томас Эдисон, Гленн Мартин, Орвилл Райт, Чарльз Кеттеринг. Только имен Генри Форда и Томаса Эдисона достаточно, чтобы понять, что разработки организации использовались предел всего самими участниками на их предприятиях, а те в свою очередь выводили стандарты на рынок.
Попробуем подвести некоторый итог.
В лице SAE (SAE International), а также ASME и подобных организаций мы видим объединения профессионалов не по классовому признаку, но по предмету.
Мы видим позитивный результат в виде безопасной, надежно работающей техники по всему миру.
Мы видим возможность объединения производств по всему миру: Произведенная в Германии коробка передач без проблем стыкуется с американским двигателем, а вместе они встают в индийский автомобиль.
Так что имеется достаточно резонов изучить опыт американских профессиональных объединений, чтобы использовать его в работе по модернизации российских профсоюзов, дабы освободить наши профсоюзы от разрушительного наследия марксизма-троцкизма, превратив их в действительно профессиональные объединения.
[1] Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О техническом регулировании", Статья 36.