Зачем тиражировать подлог?
Вынесенное в заголовок предложение может вызвать определенное недоумение: «А смысл? «проф-» - сокращение от «профессиональный», «союз» - синоним «объединению». Однако, смысл есть. И смысл серьезный.
Дело в том, что профсоюзы, именно профсоюзы, как использовалось и используется это сложносокращенное слово, к объединению по профессиональному признаку имело и имеет весьма отдаленное отношение.
Практика СССР, думаю, на памяти у многих. Профсоюз был, по сути, еще одним подразделением предприятия, который не мог шагу ступить без одобрения администрации предприятия и занимался распределением путевок, организацией досуга, художественной самодеятельности и пр. Показательно, но в бытность мою сотрудником машиностроительного предприятия на Урале, когда советские традиции были еще живы, руководитель профсоюзной организации нашего подразделения окончила училище культуры. И, к слову, хорошо и с удовольствием выступала на сцене.
Вот только не понятно было, какое отношение имело это всё к профессиональной деятельности? Всё-таки машиностроительное предприятие подразумевает профессии конструкторов, технологов, станочников, организаторов производства и едва ли специалистов по организации загородного отдыха и культурно-массовых мероприятий. Фактически мы имели дело с подлогом, когда именование не соответствовало содержанию.
Хорошо. С советскими и нынешними профсоюзами, что являются частью управленческой структуры предприятий, более-менее понятно. Но есть ведь и так называемые «независимые» профсоюзы, которые не привязаны к администрации предприятий. Как быть с ними?
Вообще, «независимые» профсоюзы – тема специального исследования, в которую мы, вне всякого сомнения, углубимся. Особое внимание привлекает их «независимость», которая, - есть основания полагать, - представляет собой специфическую форму зависимости. Но сегодня мы обратим внимание на, наверное, самый известный профсоюз, который не остался на уровне объединения частных лиц, но вышел на уровень государственной власти, а его глава стал президентом не самой последней страны в Европе и мире. Речь пойдет о польском профсоюзе «Солидарность», чей лидер Лех Валенса в 1990-м стал вторым президентом Республики Польша, а фактически первым президентом Польши после сворачивания советского влияния в Восточной Европе.
Начнем с того, что просто, по формальному принципу, присмотримся, кого объединяла «Солидарность». Объединения по профессиональному признаку там не было и в помине. Начнем с того, что она до сих пор структурируется не по профессиональному, но по территориальному признаку.
С самого начала, - в 1980-е, - в неё кто только не входил: судостроители, транспортники, текстильщики. А вот строители не входили, но по тому, что строитель и ткач – разные профессии, а потому что официальный профсоюз польских строителей, ориентированный на ПОРП[1], сумел удержать позиции. Руководитель профсоюза строителей Альбин Сивак являлся членом Политбюро ЦК ПОРП. Как видим, дело не в профессиональном различении, но в политическом и идеологическом противостоянии.
Теперь давайте взглянем на профессии ключевых фигур «Солидарности»:
Лех Валенса – автомеханик
Тадеуш Мазовецкий – юрист
Мариан Юрчик - крановщик, сварщик, пожарный, кладовщик, завскладом
Список можно продолжать. И покажет он одно: принцип объединения людей в «Солидарности» никакого отношения к объединению по профессиональному принципу не имел. Уже этого достаточно, чтобы квалифицировать корень «проф-» в словосочетании «профсоюз «Солидарность» как несоответствующий действительности. Снова подлог.
Таким образом, мы предлагаем на данном этапе (раз уж слово прочно вошло в обиход) жестко различить профсоюзы и профессиональные объединения, как основанные на совершенно разных принципах объединения людей.
И Профессиональными Объединениями именовать только те явления, где наличествует объединение по принципу профессии.
[1] Польская Объединенная Рабочая Партия – правящая партия в Польской Народной республике с 1948 по 1989