К написанию этого материала меня подтолкнула статья Магнитова «ПРОБЛЕМА СЛОВА «ПЕДАГОГ» – ЧЕМ ДОПОЛНИТЬ?»[1], из которой я узнал, что «Педагог – от пед+аго – «веду дитя».» До этого, для меня слова педагог и учитель были, в общем, синонимами. Но тут понимание поменялось радикально. Возникли вопросы и к профессиональной принадлежности тех, кто выходит из стен «педагогических» учебных заведений; и к моей профессиональной принадлежности; и к нормативным документам нашей страны.
Поясню на простом примере, с подобным которому, - более чем уверен, - столкнулись если не все, то большинство родителей. Год назад перед моей семьей встал выбор, куда идти дочери после девятого класса? Фактически, мы должны были принять решение, куда вести дочь. И было полное понимание, что, естественно, учитывая мнение ребенка, это будет в основном наше решение и наша ответственность. Этому была масса причин, начиная от квалификационных и заканчивая материальными.
Решение принималось по всем правилам принятия управленческих решений: Собиралась информация о 10-м классе (с перспективой сдачи ЕГЭ – сейчас это очень важный фактор), о заведениях среднего профессионального образования, о профессиях, которым там обучают, о возможности сопряжения обучения с трудовой деятельности (дочь работает с 15 лет и бросать работу ради учебы не собиралась), о предпочтениях дочери и так далее. В конце концов, решение было принято и это решение устроило всех. И правильность которого со временем подтверждается.
Сейчас, после осознания значения слова «педагог», я удивлен тому, что не возникло даже мысли пойти с этим вопросом к тому, кого «вести дитя» обязывает диплом – к школьным педагогам. Я общался с самыми разными людьми, но только не с дипломированными «педагогами». Хотя, если быть справедливым, я пообщался с классным руководителем дочери, но только за тем, чтоб «провентилировать» перспективы дочери продолжить обучение в 10-м классе её школы. Однако у меня даже мысли не возникло посоветоваться о судьбе дочери с очень молодой женщиной, в два раза моложе меня, без детей.
Нет, судя по успеваемости дочери по предмету её классного руководителя, вопросов к её квалификации как учителя-предметника не было. Как нет вопросов к её квалификации как педагога в истинном значении слова «педагог», она просто не предполагается.
И чтобы там не возражали о наличии в дипломах «педагогических» ВУЗов соответствующих предметов, их обладатели не ведут детей. Их ответственность заканчивается станами школы и временем обучения в школе. И классный руководитель дочери не несла никакой ответственности за судьбу своей ученицы и всех остальных учеников. Она ни коим образом не принимала и не принимает участия в судьбах своих учеников. Поэтому право учителей именоваться педагогами нужно поставить под большой вопрос.
Но тогда кто педагог?
Исходя из значения слова «педагог», получается, что я. Получается, что настоящие педагоги, те которые ведут дитя – это родители. Они несут за своих детей все виды ответственности. И даже когда дети формально перестают быть детьми, всё равно сохраняется мера «ведения», начиная от советов, заканчивая участием в воспитании внуков.
Но согласно действующему законодательству, я, мы – родители, педагогами не признаемся? А двадцатидвухлетние мальчишки и девчонки с «корочками» - признаются официально?
Может быть, пора признать очевидное? Признать нас – тех, кто ведет, а главное, отвечает за детей педагогами, а учителей официально признать учителями? И внести соответствующие изменения в семейное законодательство?
Но тогда возникает другая проблема.
Решая вопрос своей дочери, мы действовал исходя из своего опыта, исходя из собранной информации, но сильно не уверен, что мы действовали профессионально. Никакой профессиональной подготовки как педагоги мы не проходили. Значит требуется обучение родителей как педагогов?